menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 1. Часть 7

Центральный детский театр 1936-1961 Подводя итоги многолетней работы театра, Н. И. Сац с полным правом могла сказать: «Мы были театром для детей, никогда этого для не стеснялись». Свою направленность театр доказал неустанными поисками путей создания спектакля, наиболее близкого и нужного детской аудитории. Работавшие одновременно с ним в Москве Государственный Центральный ТЮЗ (Госцентюз) и Бауманский театр рабочих ребят ориентировались в своем репертуаре главным образом на старшеклассников. И несомненно, что внимание Московского театра для детей к младшим школьникам привело к созданию на его основе Центрального детского театра.

А. А. Брянцев ценил Н. И. Сац как стойкого союзника «в борьбе за подлинную "детскость" советских театров для детей» и родоначальника «театров детской радости» , но считал, «что Сац держится несколько особняком среди детских театров, она не подходит к линии ТЮЗа».

Различие сказывалось в первую очередь в возрасте зрителей, которым адресовал театр свое искусство.

Театр, руководимый А. А. Брянцевым, с самого начала возник как театр для детей и юношества. А. А. Брянцев настойчиво требовал» чтобы интересы учащихся всех классов в равной мере удовлетворялись театром.

По мнению Н. И. Сац и С. Г. Розанова,«...возраст, для которого должны работать театры для детей,— это школьники 1-й ступени... Возрастной период от 14 до 18 лет — возраст юношеский.

Ограничивая возраст зрителей, театр соответственно сужал рамки своих репертуарных границ. Да к тому же пьесы, написанные по мотивам сказок и легенд, как правило, были художественно несовершенны, в синтетических спектаклях для малышей слову не уделялось должного внимания.

В последующие годы репертуар значительно расширился, и на сцене театра появились современные пьесы для старшеклассников Н. Я. Шестакова и В. А. Любимовой. Но за все пятнадцать лет своей деятельности театр не поставил ни одной классической пьесы.

Ленинградский ТЮЗ также начал со сказки («Конек-Горбунок» по одноименной сказке П. П. Ершова, сказок С. Я. Маршака и др.) и на протяжении всей последующей деятельности сохранил к ней приверженность. Но, кроме того, театр широко ставит классику (пьесы А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, Шиллера, Мольера), произведения современных авторов о советской действительности и революционном прошлом — А. Я. Бруштейн, Е. Л. Шварца, Л. Ф. Макарьева, Б. С. Житкова, А. А. Крона. Уделяя огромное внимание мастерству актера, Лентюз предоставлял в распоряжение актеров роли, во многом способствующие росту их профессионального мастерства».

Значительно более скромные возможности предоставлял своим актерам Московский театр для детей. В числе их были одаренные люди, и в первую очередь следует назвать К. П. Кореневу, но никто из них не оставил столь значительного следа в истории советского искусства, как взращенные в те же годы Ленинградским ТЮЗом Н. К. Черкасов, В. П. Полицеймако, Б. П. Чирков, Б. В. Блинов, Л. Ф. Макарьев, Л. С. Любашевский.

Московский театр для детей прошел нелегкий путь. Театр нередко пересматривал свои позиции, отказывался от ошибочных воззрений, искал и ошибался, и вновь искал. «Конечно же, у нашего театра были ошибки, срывы, были достижения и снова сомнения, снова удачи, как во всяком творческом организме. Но в своих исканиях мы были упорны», — писала Н. И. Сац. Упорство поисков было несомненно, и плодотворность их сказывалась в работе театра все более и более отчетливо. Достижения в области театрального искусства, становление и утверждение тюзовского движения благотворно влияли на жизнь Московского театра для детей.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.