menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 1. Часть 14

Центральный детский театр 1936-1961В повести Катаева революционные события раскрывались через призму детского восприятия. Дети, невольно втянутые в круговорот сложных общественных отношений, принимают непосредственное участие в революционной борьбе, под влиянием действительности формируются их характеры. Правдиво, тонко и поэтично рисовал Катаев сложную духовную жизнь своих юных героев.

И в спектакле детские образы были сыграны с покоряющей точностью жизненной правды. Детская непосредственность и наивность органично сочетались в героях с пробуждением в их сознании первых серьезных мыслей о жизни.

В застенчивой Моте (М. Я. Вахонина), трогательной в своем наивно радостном приятии жизни, по-мальчишески шумливом, экзальтированном Пете Бачей (М. Я. Трибесова), постепенно, на глазах у зрителей мужающем под влиянием революционных событий Гаврике (К. П. Коренева) угадывались прообразы будущих участников Великого Октября, совершающих свои первые шаги на революционном поприще.

С особой отчетливостью это выявилось в Гаврике — К. П. Кореневой.

Первое десятилетие пребывания на сцене детского театра (1926— 1936) принесло актрисе много творческих радостей. По словам Н. И. Сац, «...Коренева была наиболее ярким выразителем многогранных устремлений Московского театра для детей. Она жила в драме, комедии, музыке, танце одинаково правдиво, ярко и заразительно».

Актриса играла обезьяну в «Негритянке и обезьяне», пожилую женщину в «Бой начался», переиграла множество ролей мальчиков и девочек, ей обязан своим рождением Буратино. Она создала ряд различных мальчишеских образов: восьмилетний сын немецкого коммуниста Фриц Бауэр («Фриц Бауэр» Н. И. Сац и В. А. Селиховой), Петька — паренек из сапожной мастерской («Лягавый» Л. В. Веприцкой), пионер Вадим («Крекинг» Н. Я. Шестакова). Но только о герое Катаева она смогла сказать: Гаврик — «первый значительный в моей актерской работе образ пролетарского ребенка». Актриса вчитывалась в строки повести Катаева, знакомилась с историческими материалами, специально ездила в Одессу. Здесь она много беседовала с местными ребятишками, наблюдала за ними, усваивая их манеры и повадки.

В худеньком, подвижном мальчугане с копной светлых, давно не чесанных волос, с лицом, опаленным горячим южным солнцем, на котором тоненькой ниточкой проступали белесые брови, дети-зрители мгновенно узнавали Гаврика, полюбившегося им по повести Катаева. В его быстрых и точных движениях легко угадывался бывалый рыбак. Гаврик Кореневой старательно подражал взрослым — крестил рот во время зевка, ходил вразвалочку, подчеркнуто cолидно держался со сверстниками. Но за показной степенностью Гаврика ощутимо проявляется его чисто ребячье восприятие жизни и человеческих радостей. Растерянно разбегались у него глаза при виде различных базарных увеселений. Крепко вцепившись в стакан с фруктовой водой, Гаврик бережно подносил его ко рту и, жмурясь, медленно осушал, облизываясь от наслаждения.

Работая над образом, актриса ставила перед собой задачу показать, как развивается характер ее героя, «как под влиянием событий маленький труженик из вольнолюбивой рыбацкой среды от инстинктивного протеста против купцов и полиции, от инстинктивной симпатии к революционерам — "комитетчикам" переходит к сознательному участию в революционных событиях 1905 года». Коренева видела Гаврика «активным участником Великой пролетарской революции». И много лет спустя написанная Катаевым повесть «Они боролись за родину» подтвердила, как верно был понят исполнительницей ее герой.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.