menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 1. Часть 29

Центральный детский театр 1936-1961В «Горе-Злосчастье» был ряд интересных находок, остроумно решен внешний образ Горя-Злосчастья. Над крошечным тряпичным тельцем возвышалась голова исполнительницы роли Горя-Злосчастья Т. Н. Струковой. Она внезапно появлялась то из дупла дерева, то над троном царя. В истинно сказочных традициях был сыгран А. Г. Шишковым солдат — бравый, смекалистый, решительный, никогда не унывающий. «Горе-Злосчастье» недолго удержалось в репертуаре. В спектакле сохранились сказки «Про козла» и «Теремок», объединенные веселым конферансом дедов.

Пожалуй только «Конек-Горбунок» в постановке А. А. Брянцева на сцене Лентюза (1922) по длительности своей сценической истории может сравниться со «Сказками» Маршака в Центральном детском театре. Но «Конек-Горбунок», так же как и «Синяя птица» в Художественном театре, ставшие классическими образцами сказочного спектакля, исчезали из репертуара театров на длительный ряд лет, в то время как «Сказки» Маршака почти не сходят со сцены Центрального детского театра, став в этом отношении явлением беспримерным.

В 1966 году «Сказки», показанные в Берлине (ГДР), вызвали шумный восторг присутствующих на спектакле детей и общее одобрение деятелей немецкого детского театра и делегатов, прибывших на фестиваль детских и молодежных театров.

Если в области создания сказочного спектакля заслуги Центрального детского театра были несомненны, то значительно менее весомо прозвучал голос театра во всех других разделах тюзовского репертуара.

Самой уязвимой в предвоенной деятельности Центрального детского театра оказалась современная тема, которая в эти годы заняла ведущее место в репертуаре всего советского театра.

«В усилении индустриальной мощи страны, в развитии и укреплении колхозного строя, в повышении материального и культурного уровня народов СССР» сказались черты, характерные для Советской страны периода 1937-1941 годов. Победа социалистического строя отчетливо выявилась во всех областях экономики и общественной жизни страны, находя живой отклик в литературе и искусстве.

Советский театр шел плодотворным путем открытий нового, переосмысления и углубленного прочтения классического наследия.

Мощный разворот строительства новой жизни вызывал живейшую потребность в пристальном внимании к образу героя-современника, строителя коммунистического общества.

О том, что «у нас создается новый человек социалистического общества», что «этому новому человеку надо прививать самые лучшие человеческие качества» — говорил М. И. Калинин, выступая в 1938 году перед учителями-отличниками городских и сельских школ.

Новые герои рождались в постановках пьес советских драматургов: «Платоне Кречете» Корнейчука (1934), «Далеком» (1936) и «Машеньке» (1941) Афиногенова, «Парне из нашего города» Симонова (1941), «Аристократах» Погодина (1936), «Павле Грекове» Войтехова и Ленча (1939).

Пьесы «Человек с ружьем» Погодина, «Правда» Корнейчука, «На берегу Невы» Тренева ставили перед актерами задачу огромной, но, как показала жизнь, посильной трудности — воплощения образа вождя. На сцене советского театра актерами Щукиным, Штраухом, Скоробогатовым, Бучмой, Крамовым был создан образ В. И. Ленина.

В общем поступательном движении советского искусства, в его немалом вкладе в духовную жизнь страны ощутимо сказалась и доля, внесенная театрами для детей.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.