menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 1. Часть 31

Центральный детский театр 1936-1961В актерских работах Центрального детского театра за первое пятилетие его деятельности тщетно было бы искать образы юных и взрослых героев наших дней.

Свой отклик на современность театр предпочитал облечь в форму водевиля и шутки. Чувство сцены, чувство формы привлекло театр к комедии-шутке А. Л. Барто и Р. В. Зеленой «Дима и Вава» (8 февраля 1941 года). По признанию В. Ф. Дудина, в работе над водевилем С. В. Михалкова «Коньки» (4 апреля 1939 года) театр добивался «единственного качества — воспитывать актера для того, чтобы найти четкость движении, легкость».

Кроме водевилей на современную тему, Центральный детский театр показал пьесу Р. И. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (22 апреля 1941 года). Поставленная в канун Великой Отечественной войны, она прошла несколько раз.

Скромное место в репертуаре Центрального детского театра занял спектакль, рассказывающий об испанских событиях — «Созвездие гончих псов» К. Г. Паустовского, При переводе на язык сцены повесть, в которой гражданский пафос сочетался с душевно-поэтичной манерой изложения, не нашла «равноценного драматического звучания».

В 1939 году при утверждении творческих планов театра в Комитете по делам искусств СССР было отмечено, что в репертуарном плане ЦДТ «не отведено должного места современной пьесе о школе, о нашей молодежи».

Последний предвоенный год для Центрального детского театра явился наиболее плодотворным. «Сказки» Маршака, казалось, возвещали об ощутимом переломе в творческой жизни театра. Многообещающими были и репертуарные планы, свидетельствующие о желании Центрального детского театра создавать спектакли на современные темы, тяготении к пьесам, значительным по своим идейным и художественным достоинствам.

В 1940 году, заполняя учетный листок для сборника «Советский театр», Центральный детский театр сообщал: «Свою репертуарную работу Центральный детский театр и его литературная часть строит, ориентируясь на лучшее, что есть в драматургии, при помощи лучших драматургов и писателей. За последний год привлечены к работе следующие драматурги и писатели: Паустовский, Катаев, Маршак, Фраерман, Бруштейн, Кассиль, Пантелеев, Барто, Гайдовский, Крои, Габбе, Зощенко, Маляревский. С перечисленными авторами разрабатывалась тема, давались установки, а в процессе работы над пьесой читались куски, сцены, акты и соответственно исправлялись, давались советы, консультации».

Усилия театра не были тщетными: «Умные вещи» Маршака, «Жан-Бесстрашный» Т. Г. Габбе, «На каникулах» А. И. Пантелеева, пьеса на современную тему Г. Н. Гайдовского, «Счастье» П. Г. Маляревского вошли в репертуарный план 1941 года.

Театр намеревался создать спектакль о В. И. Ленине («Шалаш вождя» М. Н. Даниэля), поставить пьесу К. Г. Паустовского о художнике Кипренском, замыслил ряд классических спектаклей: «Странный человек» М. Ю. Лермонтова, «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого. Для постановки «Снегурочки» А. Н. Островского был приглашен Ю. А. Завадский, инсценировку по роману Ч. Диккенса «Оливер Твист» театр предполагал поручить поставить Е. С Телешевой. Укомплектовалась труппа.

Трудно сказать, сумел бы Центральный детский театр реализовать все свои намерения: воина, ворвавшись решительно и грозно в жизнь Советской страны, естественно, разрушила замыслы театра, оторвала его от зрителей, родного города и выдвинула перед еще не окрепшим коллективом новые задачи.


 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.