menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 2. Часть 2

Центральный детский театр 1936-1961Несколько особо сложилась в эти годы судьба ТЮЗов. В семье театральных коллективов на их долю выпали наибольшие трудности. С первых же дней войны значительно сократилась сеть детских театров. Временная оккупация советских городов, беды войны, массовая эвакуация детей из прифронтовых районов привели к снижению общего числа ТЮЗов более чем в три раза. Объединялись в один коллектив театры с различными творческими направлениями. Эвакуация детских театров в отдаленные районы Урала, Сибири потребовала коренной перестройки работы театров. В условиях небольших городов, нередко рабочих поселков с малым населением, театрам почти полностью пришлось перейти на обслуживание взрослых зрителей.

Общей участи не избег и Центральный детский театр. На первых порах он жил столь же напряженной жизнью, как и все московские театральные коллективы, подчинившие свою деятельность задачам, стоящим перед страной.

Центральный детский театр вел большую военно-шефскую работу. Актеры выступали на призывных пунктах, в госпиталях.

Сильно поредевший в силу условий военного времени коллектив театра, по решению органов, ведавших вопросами искусства, был соединен с Московским государственным театром для детей. Так именовался с 1938 года театр, созданный в 1930 году по инициативе партийных и общественных организаций Бауманского района и первоначально носивший наименование Бауманский театр рабочих ребят. С 1936 года он был переименован в Третий детский.

В декларации, опубликованной через год после открытия, Бауманский театр рабочих ребят оповещал: «Мы отказались от упрощенства, от подделывания под "детские вкусы", от авантюрности сюжета, от сюсюканья, от "авангардизма", от слащавой красивости и никчемного формализма. Мы ставим себе задачу создания проблемного спектакля для ребят. Мы хотим вытащить на сцену жгучие вопросы пионерского движения, вопросы, действительно волнующие всю массу ребят, дать на сцене глубокий и развернутый показ классовой борьбы без замазывания, без лакировки — показ борьбы взрослых и посильного участия в ней ребят. Театр должен вести зрителя за собой, поднимать его до понимания ряда проблем и вопросов. Мы боремся за героический спектакль для ребят, за большое искусство большевизма в театре для детей».

На протяжении десятилетия театр шел по намеченному пути. Он не воздвигал преград между искусством детского и взрослого театра. Был ответствен и требователен в вопросах искусства и драматургии. Благодаря участию в работе театра видных советских режиссеров — А. М. Лобанова, О. И. Пыжовой и Б. В. Бибикова — Московский государственный театр для детей вскоре достиг профессиональной зрелости.

Искусство психологической правды, драматургию больших мыслей и подлинного мастерства нес театр своим зрителям. Ориентируясь в основном на старшеклассников, театр широко заимствовал пьесы из репертуара взрослого театра. «Воспитанница» А. Н. Островского, «Нахлебник» И. С. Тургенева, «Проделки Скапена» Мольера, «Улица радости» Н. А. Зархи, «Профессор Полежаев» Л. Н. Рахманова шли наряду со сказками Е. Л. Шварца («Снежная королева»), Л. В. Веприцкой («Храбрый портняжка») и пьесой А. Я. Бруштейн «Голубое и розовое». В тесном сотрудничестве с театром родились пьесы М. А. Светлова «Сказка» (1939) и «Двадцать лет спустя» (1941). Правдивость и трепетность в передаче человеческих чувств, желание честно и смело ставить вопросы, волнующие молодежь, язык подлинного искусства сделали спектакли этого театра выдающимся явлением в жизни театральной Москвы.


 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.