menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 2. Часть 6

Центральный детский театр 1936-1961Пьеса Е. Л. Шварца во многом повторяла ошибки современной детской драматургии, но в ней отчетливо чувствовался незаурядный талант автора, своеобразие интонаций, столь свойственный ему юмор.

Вместе с тем сказалось то, что Шварц писал пьесу сразу же по свежим следам наблюдаемой им жизни и не смог еще достаточно продумать и обобщить в художественной форме весь этот материал. Действие пьесы «Далекий край» замыкалось в узкие рамки интерната, и события военной действительности прозвучали лишь отдаленным, неясным гулом, образы взрослых были нарисованы эскизно, характеры не обладали глубиной. Пьеса Швраца была задумана с целью убедить юных патриотов в том, что фронт — это не только передовые позиции, и быть полезным родине можно на любом участке. Но замысел автора не был выражен с достаточной художественной убедительностью.

Герой пьесы — воспитанник интерната Леня Олонецкий задумал бежать в Ленинград: он хочет принять самое деятельное участие в защите родного города. В последнем действии он внезапно исчезает, вопреки длительным, но мало убедительным уговорам окружающих, и ни у кого не возникает сомнения в том, что мальчик действительно отправился в Ленинград. Но в финальном эпизоде выясняется, что Леня изменил своим намерениям и ночью работал на колхозной полосе. Неожиданность поведения героя, неясность причин его душевного перелома препятствовали раскрытию основного тезиса, выдвинутого автором.

Центральный детский театр приступил к репетициям «Далекого края» в мае 1943 года, еще в эвакуации, спустя год после написания пьесы, уже поставленной к этому времени на сцене других ТЮЗов. Репетиции продолжались по возвращении в Москву. Театр поработал над «Далеким краем» около года, проведя 215 репетиций. Пьеса Шварца не требовала столь углубленной и затяжной работы. Режиссура же настойчиво пыталась найти в ней психологические глубины, которыми она по сути дела не обладала.

Спектакль углубил переживания героев, обострил их чувства, повысил драматическую напряженность пьесы, придав ей характер психологической драмы. Тоска по родному Ленинграду, тоска по близким, многих из которых уже не суждено было встретить, боль за родину стали его ведущей темой. По словам А. Я. Бруштейн, «театр играл не Шварца, а Чехова».

Драматизм спектакля во многом определялся исполнением В, А. Сперантовой роли Лени. Ее Леня несколько старше, глубже и содержательнее своего драматургического прообраза. Это подросток с уже сложившимся характером, целеустремленный и волевой. Он действительно не может сидеть в тылу, когда там, в родном Ленинграде, идут бои. Его решение ехать в Ленинград окончательно и бесповоротно. Оно выношено и выстрадано. Это его долг. Мальчика пугает мысль об интернате, с которым у него столько связано, стыдно перед педагогами, тревожит беспокойство за маленького брата, порученного ему отцом. В душе Лени — Сперантовой происходит сложная драматическая борьба. Он сосредоточен, даже мрачен. Возвращение мальчика в интернат, весьма слабо аргументированное автором, для Лени — Сперантовой было по существу совершенно невозможным. И не случайно его появление в финале не встречало никакого отклика в зрительном зале. Быстрота его отказа от мечты, волнующей маленьких зрителей, их глубоко разочаровывала: не такого героя жадно ждала юная аудитория, уже немало прослышавшая о героических подвигах своих сверстников на фронтах.


 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.