menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 2. Часть 16

Центральный детский театр 1936-1961Лишь оставшись один, Бауман-Соловьев обнаруживает свое волнение. «Революция... Восстание! Без меня...» — он мечется по камере. Надзиратель вносит еду. На мгновение Бауман задумывается, внимательно смотрит на вошедшего. Выход найден. Резким движением опрокинув миску с едой он отчеканивает слова, громко и радостно: «Передайте начальнику тюрьмы: заключенный Бауман объявил голодовку, впредь до освобождения!».

Влюбленность в революцию, желание отдать себя ей целиком, столь характерное для Баумана — Соловьева, свойственны и всем его соратникам, и в первую очередь юной революционерке Ирине (А. В. Елисеева). Хрупкая, стройная, с длинными косами, совсем еще ребенок, с большими лучистыми глазами Ирина-Елисеева счастливо сочетала в себе юношескую пылкость и даже восторженность с трезвой оценкой событий и людей.

Революция, борьба за счастье человечества для нее главное. Жить ей радостно и хорошо. Даже в тюрьму она идет спокойно, так как знает, во имя чего жертвует собой.

Горячая преданность делу рабочего класса — главное и в образе ближайшего соратника Баумана — Козубы (И. Д. Воронов), человеке лет 30, большом и крепком, с медлительными и неловкими движениями.

Театр избежал схематизма и сгущения красок и в образах врагов революции, стремясь вскрыть в каждом из них их человеческую сущность, не затемняя при этом и лютой ненависти к Бауману и его друзьям.

В спектакле Бауману противопоставлен умный, сильный и опасный враг. У Медникова-Неймана худое, с желтоватым оттенком Лицо, сверлящие собеседника глаза, способные выразить наивность, хитрость, жестокость, злорадство, но только не добродушие и честность. За жесткой щеткой усов прячутся тонкие злые губы. Резко выдается вперед массивная челюсть. Он самоуверен и самодоволен. Ум, опыт, прозорливость и хитрость — его верные союзники. Медников-Нейман страстно и злобно ненавидит революционеров. Для достижения своих целей он не брезгует ничем.

Образ наместника, созданный М. С. Нейманом в «Городе мастеров», — работа, выдающаяся не только в творческой биографии самого актера. Но играя сказку, актер стремился к предельной обобщенности определенных, характерных для данного образа черт, к сгущению и контрастности тонов. Роль Медникова дала возможность Нейману использовать разнообразие красок, свойственных его творческой палитре, богатство полутонов, наполнить каждое движение, каждое слово напряженным внутренним ритмом.

Типичен и образ Анны Егоровны, филигранно отделанный С. П. Волховской, — элегантной светской дамы, искусно маскирующей за привлекательной внешностью и обходительностью манер истинную сущность ловкого и опытного провокатора.

Е. Д. Стасова, лично знавшая героев пьесы, писала об игре актеров: «Это живые люди. Театр воскресил и этих людей, и ту обстановку, в которой они жили и действовали».

Художник М. С. Варпех, впервые встретившийся с коллективом Центрального детского театра, считал, что спектакль сделан с настоящим мастерством, что актеры создали полноценные образы «людей, сотканных из плоти и крови». Определение примечательное.

Восемь лет отделяют этот спектакль от постановки «Белеет парус одинокий». Именно «плоти и крови» полностью лишено было исполнение образов взрослых героев пьесы Катаева. Актеры добросовестно доносили авторский текст, но постичь духовную сущность образов, вскрыть самобытность характеров им было не по силам.

Последующие годы — годы настойчивой и во многом плодотворной работы по повышению актерского мастерства, вдумчивой и углубленной работы над образом. Известные результаты уже ощущались в отдельных довоенных постановках, с безусловной наглядностью они выявились лишь в «Городе мастеров» и «Граче, птице весенней».

Мхатовская прививка благотворно сказалась на овладении актерами Центрального детского театра основами своего искусства, дала им умение глубоко и полно постигать человеческую индивидуальность героев, зажить их чувствами и мыслями, понять и тонко передать жанровые особенности произведения.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.