menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 21

Центральный детский театр 1936-1961Внимание Л. А. Волкова целиком поглотили образы героев спектакля — Шуры и Валерия. Их духовный мир, ход мыслей, противоречивость чувств отчетливо улавливались режиссером в работе с актрисами В. А. Сперантовой и Л. С. Чернышевой.

Михалкова волнует мысль создать образ современного героя, и «не просто положительного мальчика.., а такого героя, который в двенадцать лет умеет постоять за себя, за свое мировоззрение, за свою страну, за свое будущее; подростка, еще не совершившего, но уже подготовленного к подвигу всем ходом его общественного воспитания».

Шура, каким его играла Сперантова, шаг на этом пути. Но желание Михалкова изобразить своего героя живым, обаятельным, веселым, а не ходульным, назидательным в этом образе ощущалось в недостаточной мере. И не вина актрисы, что о ее Шуре школьники говорили: «Не может быть на свете такого человека, у которого не было бы недостатков, а у Шуры их нет. Создается такое впечатление, будто бы он какой-то гений».

Сперантовой пришлось потратить немало усилий, чтобы оживить образ, согреть человеческим теплом обильные декларативные выступления своего героя.

Шура Сперантовой — спокойный, уравновешенный подросток, с вполне сложившимися убеждениями, аналитическим складом ума.

Речи его продуманы и серьезны; чувства искренни и постоянны. Он умеет добиваться желаемого, глубоко верит в добро и правду. Дружеское отношение к Валерию сочетается в нем с трезвой оценкой поступков товарища.

Линия их взаимоотношений прочерчена обеими актрисами с предельной ясностью. Валерий Чернышевой — полный антипод Шуры. Беззаботное детство, материальное благополучие и высокий пост отца оставили след на всем его облике. Актриса сочными мазками рисовала образ избалованного, самонадеянного мальчика, точно, с большим мастерством отбирая скупые, но броские приметы его характера.

Засунув руки в карманы, вразвалку, отчаянно зевая, появляется Валерий на пороге столовой, где сидят его бабушка и сестра. Пренебрежительно отвечая на замечания Марины, он грубо требует чай. Вот он с головой залезает в буфет, вытягивает оттуда хлебницу и, развалившись на стуле, медленно жует печенье; не глядя на собеседников, перекидывается с ними словами. Вошла мать, не меняя позы, он подставляет ей щеку для поцелуя и, иронически посмеиваясь, выслушивает отповедь старших. Но сквозь внешнюю грубость, подчеркнутое игнорирование авторитетов актриса с первого же появления на сцене Валерия дает понять, что за внешней бравадой скрываются добрые качества. Они нет-нет да прорываются. При виде слез осиротевшего Шуры Валерий — Чернышева застывает на месте; тихо приникает он головой к плечу матери, как бы желая убедиться, что она с ним.

Сердечность, поначалу редко проявляющаяся, сочетается в нем с нарочитой грубостью, самодовольство и высокомерие — с добродушным юмором, внешняя разболтанность и инертность — с настоящей волей.

Валерий, в исполнении Чернышевой, искренен в непонимании своей вины, он твердо убежден, что все легко поправимо, но гнев родителей, спокойное осуждение Шуры производят настоящий переворот в его душе, мыслях, восприятии окружающего. Постепенно и мягко актриса раскрывала перелом в сознании своего героя, раскаяние и боль, которую он испытывает от ухода из его дома оскорбленного им Шуры.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.