menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 26

Центральный детский театр 1936-1961Но, воздавая должное спектаклю, нельзя не сказать о том, чего под наплывом добрых чувств не рассмотрели школьники: политическая правда спектакля не подкреплялась полностью правдой художественной. В спектакле были актерские удачи. В первую очередь это относится к исполнителю главной роли В. Я. Заливину. Его Снежок — негритянский подросток, проживший, как и его предки, всю жизнь в лишениях. Он на себе почувствовал всю унизительность положения негра в стране доллара. Боль за свой народ запрятана у Дика — Заливина глубоко в душе. Внешне он сдержан, покоен, держит себя просто и с достоинством. Он внимательно прислушивается и приглядывается, и в его широко открытых глазах постоянный горячий отклик на все происходящее. Но в пьесе Любимовой и соответственно в спектакле Снежок был не столько активно действующим лицом, сколько центром, вокруг которого разворачивалось действие. И в этой борьбе за его судьбу деятельное участие принимали его юные и взрослые друзья — Томсон (Е. В. Перов), мисс Джун (В. Н. Меньковская), Мэри (Т. И. Гулевич), Джон (Л. Г. Топчиев), Бетти (Н. А. Шефер). Жизненно точно, правдиво и интересно трактовались в спектакле их сцены. В ином ключе решались картины, в которых выступали недруги Снежка. Стремление постановочного коллектива в самом неприглядном виде вывести Бидла и его сторонников, подчеркнуть их моральную ущербность, вызвать к ним чувство острой неприязни приводило к назойливым подчеркиваниям, снижающим художественную значимость спектакля. Здесь во многом повинна В. А. Любимова, однопланово, несколько схематично нарисовавшая эти образы.

Если постановщик и художник нашли убедительные краски и теплые тона для воссоздания картин, в которых активно действуют положительные персонажи, то в эпизодах у Бидла режиссеру и художникам В. А. Шестакову и Л. А. Демидовой изменило чувство меры. Аляповатые золотые и серебряные украшения в его доме вычурны и утрированы. В характеристике отрицательных образов намеренно сгущались краски.

«Я хотел вызвать чувство ненависти к этим людям, особенно к Анджеле», — признавался позднее В. С. Колесаев, и это желание явственно ощущалось в спектакле. Подобная тенденция сказалась в известной мере и на исполнении И. Д. Вороновым роли учителя Такера. Вылощенный, с гладко прилизанными волосами, розовощекий, с маленькими глазенками, суетливо прыгающими из-за круглых очков, с мягкими кошачьими движениями, семенящей походкой, угодливо изогнутой спиной Такер — Воронов все время был начеку, подглядывал, заискивал, лебезил перед хозяином. Карьерист, подхалим, человек без сердца и совести, он был верным пособником грязных махинаций всесильного Бидла. Но, увлекшись яркостью и выразительностью сценического рисунка, желая предельно ясно вскрыть социальную сущность характера Такера, постановщик и актер однопланово наметили образ. Что собой представляет Такер — Воронов, было ясно с первого взгляда даже юным зрителям, эмоционально откликавшимся на его появление возгласом «Крыса», а директор школы Томсон, человек умный и тонкий, по началу вполне доверяет ему.


 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.