menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 29

То, что Центральный детский театр пригласил в свою труппу и поручил ответственную постановку молодому режиссеру — не случайность. Привлечение к работе театра талантливых людей, доверие к молодежи, умение почувствовать в художнике искру подлинной одаренности станет характерной чертой деятельности этого театра. Впоследствии Товстоногов с благодарностью вспомнит о проявленном к нему исключительном отношении «как к режиссеру, который не был известен коллективу, который только дебютировал в этом театре, со стороны всего коллектива в целом и особенно участников спектакля, руководства и режиссуры театра, которые с поразительным тактом и трогательной заботой отнеслись ко всем этапам работы над этим спектаклем».

Со словами признательности в адрес театра, высказанными режиссером, живо перекликаются и слова автора пьесы «Где-то в Сибири» И. И. Ирошниковой, сказавшей, что, если бы руководство и режиссура театра не проявили к ней столько внимания и терпения, она бы пьесы не дотянула, но все вокруг верили, что пьеса получится, и это действительно помогло довести работу до конца. Доброжелательность и вера окружающих во многом помогли и молодому режиссеру и молодому автору. Спектакль рождался нелегко. Были трудности, сомнения, были поиски нового.

Более всех огорчений досталось драматургу. Ирина Ирошникова — инженер по профессии, и на тернистый путь драматургии она ступила по инициативе Центрального детского театра. В годы войны, работая на одном из заводов где-то в Сибири, Ирошникова была выдвинута на работу комсорга. Свои записи она объединила в книге «Где-то в Сибири» (1946), рассказав в ней о событиях и людях одного из тыловых заводов, работающих по заданию фронта.

Театр, убежденный в том, «что из этой книги может написать пьесу только автор, у которого есть еще многое за душой, кроме написанного в книге», предложил Ирошниковой облечь свои наблюдения в форму драматического произведения. Ирошникова работала над пьесой полтора года. Многочисленные варианты детально обсуждались с театром.

Желание отойти от шаблона придуманных ситуаций и придуманных героев, стремление правдиво и честно говорить со зрителями об окружающей их действительности, раскрыть таящуюся за суровой оболочкой обычной трудовой жизни истинную романтику трудового подвига руководили постановочным коллективом на всех этапах работы над спектаклем. В процессе предварительного обсуждения вариантов, по словам Ирошниковой, то, что ей «казалось чрезвычайно эффективным и блестящим, подвергалось разгрому». Как того и добивался театр, пьеса «Где-то в Сибири» не стала просто добросовестной инсценировкой одноименной книги. В основу пьесы положен эпизод записок — ремонт одного из основных цехов завода. Цех отстает из-за технической неполноценности и в силу военного времени не имеет возможности выключиться из жизни производства — ремонт идет на ходу. Пока ремонтируются одни станки, другие работают с двойной нагрузкой, что возможно лишь при наличии огромного трудового подъема людей, занятых в этом горниле труда. В атмосфере огромного патриотического подвига и проходит закалка характеров юных героев.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.