menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 31

С поднятием занавеса зритель сразу погружался в суровую и тревожную атмосферу военных лет. В утренних сумерках четко проступают контуры заводских построек (художник В. Е. Татлин). Пороходная будка. «Товарищи азотчики! Цех "12—14" не додал нам ценнейшего продукта, тем самым сорвав отправку снарядов фронту!» — гневно оповещает прикрепленный на заборе плакат. Мелькают торопливо направляющиеся к заводу силуэты людей. Женщины в ватниках и низко надвинутых платках топают одеревеневшими ногами; приплясывают коченеющие в своих худых одежках ремесленники. Лица серьезны, даже мрачны, движения поспешны. Привычный деловой шаг задерживает плакат. Его читают медленно, навешивая каждое слово. Скорбно вздыхает старый рабочий (Павлов), он-то понимает, в чем причина прорыва: необходимость ремонта и отсутствие кадровых рабочих. Жалостно всхлипнула маленькая девчушка в ватнике и больших валенках (Н. А. Шефер). Быстро пробежав глазами плакат, зло сплюнул и отошел начальник цеха «12—14» инженер Красовский (Е. В. Перов). Резко затормозил бег парнишка в больших валенках и смешно надвинутой ушанке (А. М. Щукин). Все идут и идут люди, деловито скрываясь в проходной будке. В каждом что-то свое, индивидуальное, у каждого свои думы, тревоги, заботы.

А когда разошлись все, неожиданно медленно, тоненькой цепочкой потащились саратовские колхозницы, прибывшие по мобилизации. Им непривычно и боязно. Неприязненно оглядывая потонувшие во мгле контуры завода, они зябко жмутся друг к другу. Быстро проскочил, приплясывая на ходу, худощавый паренек в явно не соответствующем морозу костюме — неуклюжем свитере со смешно торчащими в разные стороны хвостами нелепого кашне (В. Я. Заливин). Резкий вой гудка оповестил, что рабочий день начался.

Лаконизм характеристик, остро подмеченная жизненная точность во всем — будь то жест, деталь костюма, броская черточка в оформлении, — давали полное основание режиссеру А. А. Гончарову сказать о спектакле: «нам со сцены показывают то, что мы видим каждый день, но со сцены мы это увидели впервые».

Первооткрывательство свойственно всем значительным явлениям искусства. Оно было и в постановке «Где-то в Сибири», Впоследствии исследователи творчества Товстоногова постоянно ссылались на его удивительную способность, работая с актером, не только освобождать его от привычных штампов, но и неожиданно для окружающих раскрыть в актере новое, казалось бы не свойственное его индивидуальности. В спектакле Центрального детского театра эти качества режиссера проявились с покоряющей наглядностью.

В очерках Ирошниковой повествование велось от лица автора — комсорга завода, в пьесу она вошла как один из главных ее персонажей — инженер Наташа Петрова. С ее реальным прообразом Ириной Ирошниковой коллектив сблизился в дни работы над пьесой, и для исполнительницы роли Наташи А. В. Елисеевой в этом были моменты и облегчающие и усложняющие ее работу над ролью. Волевой организатор заводской молодежи для актрисы лирического склада — роль неожиданная. Актрису подстерегала и другая опасность. По справедливому замечанию И. И. Ирошниковой, «она легко могла стать просто "руководящим товарищем"». Но опасения, что руководящие функции комсорга заслонят человеческую душу образа, рассеялись уже на репетициях, полностью сняв все сомнения к моменту выхода спектакля.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.