menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 36

В роли Такера в «Снежке» И. Д. Воронов мог вызвать упрек и одпоплановости. Образ старшего воспитателя приюта для советских детей Упманиса Воронов обогатил значительно более тонкой психологической характеристикой.

В негодяе, предавшем родину и соотечественников, человеке, заслуживающем всеобщую ненависть и порицание, Воронов никак специально не акцентировал его отрицательных черт. Актер шел по пути правдивого раскрытия авторского образа, психологически углубляя его. Внешне он недурен, тщательно, элегантно одет, движения и жесты его точны и покойны, природный ум не раз выручает его. Образ, созданный Вороновым, масштабен и очень типичен.

В типический образ вырастала в исполнении Т. Н. Струковой фигура фрау Вурст. Это худое, изможденное существо, нелепо и безвкусно одетое, с глупым, испещренным морщинами старческим лицом, с резкими движениями и горячим желанием казаться благопристойной и солидной дамой. Глубокая убежденность в своем праве издеваться над взятым из приюта ребенком, безразличие ко всему тому, что выходит за грани ее личной выгоды, корыстолюбие, беспредельная тупость и бездушие передавались актрисой с огромной жизненной правдой, большим чувством меры и тонким юмором.

В образах советских офицеров Добрынина (А. А. Михайлов), Сорокина (Г. И. Молодцов), Пескаева (А. Л. Иванов) воплотились черты людей большого сердца и высоких помыслов.

Детские образы пьесы и под пером драматурга и в исполнении актеров обрели подлинную плоть и кровь. Сохраняя специфически детское, они не теряли своей человеческой индивидуальности. Будущий пособник своих английских воспитателей ясно ощущался в маленьком латыше Вилли (М. Я. Вахонина), светлоголовом, степенном мальчугане, раболепно исполняющем все заповеди приюта. А у его сверстников, живущих в приюте и в частных домах, сквозь забитость и робость ясно проступало то здоровое и чистое, что воспитала в них советская родина. Оно едва ощутимо в поведении Иры Соколовой (Н. В. Румянцева), превращенной «заботливым» воспитанием фрау Вурст в автомат, механически произносящий предложенный ему текст. Голос девочки звучит однотонно, на миловидном личике застыло выражение равнодушия и покорности. Гораздо острее живет чувство протеста в Маше Любимовой (Г. Г. Новожилова), маленькой служанке в пивной, принадлежащей властной и глупой фрау Шпек (О. Ю. Фрид). Вымученная улыбка перед пьяными посетителями, плохо скрываемая дрожь из-за боязни побоев, низко склоненная золотистая головка. Но глаза девочки полны жизни. Она все замечает, на все живо реагирует. Несмотря на все издевательства и насилия над ней Маша — Новожилова сохранила веру в добро, она готова последним куском поделиться с ближним, девочка активно не желает мириться со своей судьбой.

Заняв в детских ролях актрис театра, постановщики поручили сыграть роль Саши Бутузова ученику Студии при театре А. И. Лебедеву. Отчасти это было вызвано отсутствием в труппе соответствующей образу актрисы. Но назначение на главную роль семнадцатилетнего студийца носило и экспериментальный характер. В театре бытовало мнение, что роли подростков должны играть молодые актеры, более соответствующие им по возрасту и внешнему виду. Опыт театра не оправдал себя. За каждым шагом юного исполнителя угадывалась опытная рука режиссеров, старавшихся по возможности скрыть беспомощность молодого актера.


 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.