menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 5. Часть 1

Глава пятая В ПОИСКАХ РАДОСТИ

В Музее Центрального детского театра хранится кипа исписанных от руки листков. На первой странице тщательно я у выведено название — «Это случилось у нас в школе» и фамилия автора — В. Розов. Экземпляр пьесы сохранился в том виде, в каком ее принес в театр в 1949 году начинающий драматург.

В ту нору в Центральном детском театре знали Розова лишь актеры, в свое время связанные с театром Революции. Здесь, незадолго до начала войны, он окончил театральное училище. Был на фронте, получил ранение и контузию. Потом работал режиссером.

Пьеса о десятикласснице, потерявшей зрение и благодаря помощи друзей сумевшей закончить школу и поступить в институт, понравилась группе. И вскоре О. И. Пыжова совместно с Б. В. Бибиковым приступили к репетициям. Если сравнить первоначальный рукописный экземпляр пьесы и окончательный сценический вариант, то станут сразу ощутимы изменения, которые пьеса претерпела в процессе репетиций. Уважительное и бережное отношение к авторскому замыслу О. И. Пыжовой и Б. В. Бибикова, их большой жизненный и творческий опыт, учтивость и педагогический такт стали превосходной школой начинающего драматурга. Запись репетиций восстанавливает и кропотливый процесс работы над пьесой. Она додумывалась и дописывалась в гуще репетиционной работы. Деятельной группой, всем постановочным коллективом обсуждалась основная тема, детали, касающиеся отдельных образов, сцен, реплик, слов, внимательно выслушивались пожелания и замечания режиссеров и актеров. Он во многом исправлял и дописывал текст, но от своего видения мира, от своих замыслов не отказывался. В своем окончательном виде пьеса стала глубже, строже и компактнее.

Новое название «Ее друзья» внесло в пьесу и новые акценты. «Нам хотелось сказать этим спектаклем, как через частный случай, несчастный случай с одним человеком, показана борьба коллектив, за каждого члена коллектива, за воспитание человека», — сформулировал задачу спектакля режиссер Б. В. Бибиков.

«Несмотря на то, что в центре событий Людмила, — пьеса должна быть о людях, окружающих ее, — говорил он актерам на репетиции. — Если бы дело дошло до самого трагического исхода, товарищи Людмилы не дали бы ей пропасть. Человеку не дадут пропасть. Люди найдут способы, средства помочь ему, сделать его полезным членом общества... Не следует сводить весь смысл пьесы к случайному ее исходу. Интересно показать, как вокруг Людмилы появляются люди, как они растут, становятся чище и лучше».

Постановщики стремились избежать в своей работе «сантимента, сюсюканья, жалости, принижающей человека», на что могла натолкнуть пьеса, опасаясь одновременно впасть и в другую крайность — придать облику школьницы черты подчеркнуто героические, лишить естественных в ее положении переживаний.

«В ней (Людмиле. — А. Г.) много хорошего, но нет ничего необыкновенного. Важно, чтобы не было характера исключительности», — старались внушить исполнительнице режиссеры.

По этому пути шла актриса Т. Б. Щекин-Кротова. Она не скрывала тяжких переживаний своей героини, ее горестей и печали, по старательно избегала мелодраматизма, свойственного этой роли.
 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.