menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 5. Часть 2

Параллельно с историей Людмилы в пьесе прослеживается судьба ее сверстницы Светланы, легкомысленной, избалованной девочки. Пример слепнущей подруги, общее участие в ее судьбе, желание помочь ей в беде помогают Светлане отрешиться от беспечности, о многом серьезно задуматься. Автор вместе с режиссерами и актрисой Г. Г. Новожиловой настойчиво стремились уйти от привычной для детской драматургии схемы, когда действующее лицо, в начале пьесы наделенное всевозможными пороками, в финале мгновенно утверждается на пути добродетели.

Зерно роли Светланы определялось: «добряк». И это «доброе», верно понятое актрисой Новожиловой, сохранилось в образе на всем протяжении спектакля, проступая сквозь оболочку капризной взбалмошности.

В работе коллектива над пьесой отчетливо выявилось нежелание идти проторенными путями в постановке пьесы на школьную тему. Во всем — и в большом и в малом — режиссеры призывали к правдивости и необходимости жизненных, а отнюдь не театральных ассоциаций, стараясь по мере возможности обострить конфликты, усложнить основную жизнь действующих лиц, уйти от привычного штампа «правильной пьесы».

В скупом, очень точном по отбору бытовых деталей оформлении (художник В. В. Иванов), в четком и простом режиссерском рисунке центральное место отводилось актеру. Для многих актеров, занятых в «Ее друзьях», участие в постановке сыграло важную роль для их творческой биографии. В пьесе на сцене Центрального детского театра выступили недавние выпускники Школы-студии им. В. И. Немировича-Данченко, вскоре ставшие ведущими актерами театра. В. А. Сперантова, К. П. Коренева, А. Н. Кудрявцева, снискали себе признание и любовь зрителей исполнением детских ролей, выступали в ролях взрослых женщин. Превосходная актриса Т. Н. Струкова, прославившаяся исполнением камерных ролей, исполняла роль директора школы, человека помешенного, серьезного и строгого. Как в пьесы «В добрый час!» и «В поисках радости» приходит первый драматургический опыт Розова, так и образ матери, сыгранный Сперантовой в спектакле «В поисках радости», значительно совершеннее ее первой «взрослой» роли. Но, играя Анну Григорьевну Шарову, Сперантова с присущей ей искренностью, простотой и сдержанностью передавала трагедию матери, на глазах которой слепнет ее единственная дочь, маленькой скромной женщины, мужественно переносящей свое горе.
Характерная деталь. На одной из репетиций режиссер Бибиков сказал о Сперантовой: «Не знаю, как будет играть Валентина Александровна, но есть ощущение, что этот образ будет значительным для Валентины Александровны как актрисы, сама Валентина Александровна внесет новое в трактовку образа матери». Через 8 лет в образе Савиной («В поисках радости») В. А. Сперантова полностью подтвердила правильность этих прогнозов.

Первая пьеса Розова привлекла наименьшее внимание позднейших исследователей его творчества. Повинна в этом, конечно, сама пьеса, значительно уступающая последующим произведением драматурга. Мелодраматизм тона, свойственный «Ее друзьям», ощутимая драматургическая неопытность, конечно, резко отделяют его первую пьесу от последующих.
 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.