menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 5. Часть 6

Розов правдиво показал сложный и противоречивый путь Бориса к учебе, не скрывая его внутренних спадов и мук их преодолении. Но по глубине и многообразности раскрытия его духовного мира, по поэтичности, свойственной героям Розова, образ Бориса во многом уступает образу Кости. То же произошло и в спектакле.

Борис в исполнении артиста Соколова — человек честный и прямой, волевой и напористый, но не по возрасту суровый, лишенным душевной мягкости, однотонный в выражении своих чувств. Костя же у Ефремова — натура сложная и противоречивая. Он из породы тех, кто до всего доходит собственным разумом. В нем много хорошего, честного, запрятанного под шелухой различных наносных влияний, от которых он постепенно и не просто освобождается Душевная щедрость, пытливый интерес к жизни помогают ему преодолеть личные неудачи и собственную ограниченность. В последней картине, галантно склонясь над рукой пожилой учительницы, Костя — Ефремов с веселой ухмылкой обещает — «дозрею». И зритель не сомневается — он дозреет.

Умно и проникновенно сыграла Т. Н. Струкова роль старой учительницы Елизаветы Максимовны. У Розова образ страдал некоторой сухостью. Актрисе пришлось преодолеть не только этот недочет, но и столкнуться с несвойственным ее актерской индивидуальности материалом. Струкова много работала над ролью, учитывая тот особый след, который оставила на ее героине профессия и возраст. У Елизаветы Максимовны — Струковой сухопарая, высокая фигура, спокойные медлительные движения. Седые волосы старомодно подобраны узлом, умные, проницательные глаза пытливо, со спокойным доброжелательством останавливаются на собеседнике, голос полон покоя и равнодушия старости. Она располагает к себе, вызывает симпатию и уважение. Это человек высоких нравственных идеалов, честный, неутомимый в труде, щедрый на любовь к людям. Из породы тех, кто вызывает на откровенность, у кого ищут совета. Внешняя сдержанность в выявлении чувств, позволившая избежать сантимента в сцене ее возвращения с последнего мимо урока, органически уживалась в Елизавете Максимовне - Струковой с большим душевным тактом, мягкостью в обращении с людьми.

Финал спектакля заставал героиню за чтением своей рукописи, посвященной проблемам воспитания. Низко склонилась над листом бумаги седая голова, лицо взволнованно и серьезно. Режиссер, следуя за автором, оставлял своих героев в пути. Еще не кончена ни книга о педагогическом опыте учительницы Елизаветы Максимовны, ни вечерняя школа, в которой обучался молодой Борис, а школьницы, начинавшие спектакль, не успевали получить аттестата зрелости. Но всем своим строем спектакль заявлял, что пути, начатые его героями, будут успешно завершены, истинная тяга к знанию и страстное желание никогда не останавливаться на достигнутом помогут им из всех жизненных проблем выйти победителями. Несмотря на мягкость сценического рисунка спектакль был лишен эпического покоя. Он звучал мужественно и жизнеутверждающе.

Тема пьесы, основные ее образы выходили за круг обычного репертуара Центрального детского театра. Казалось, что проблемы, волнующие ее героев, не столь уж были близки и важны для учащихся старших классов, на которых и был рассчитан спектакль. Но опасения, что «Страница жизни» слишком серьезна для школьников, были не основательны. По свидетельству педагогом, спектакль вызвал бурные споры в школьной среде. Спорили в коридорах, спорили в классах, в чем-то убеждались, в чем-то сомневались, но не оставались равнодушными.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.