menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 5. Часть 13

Через детали, очень точные и неназойливые, режиссер постепенно вовлекал зрителя в круг вопросов, затрагиваемых в пьесе, раскрывал ее основной конфликт. В обычном воскресном чаепитии, с которого начинается спектакль, когда семья так разрослась, что мальчикам приходится завтракать за отдельным столом, в этом, казалось бы, стандартном хаосе каждодневных разговоров и малозначительных на первый взгляд фактов таилось с самого начала некое беспокойство и внутренняя напряженность.

Эфрос верно ощутил в пьесе активное стремление Розова к борьбе «с узостью и пошлой трезвостью, с примитивностью, ограниченностью и тупостью, всем, что питает мещанина... за честного, глубокого, мыслящего, поэтического человека» .

Земную, психологически точную поэзию Розова режиссер хотел раскрыть в героях спектакля, резко противопоставляя и сталкивая их с носителями «пошлой трезвости». Несмотря на точно воспроизведенный в спектакле жизненный фон, для А. В. Эфроса «не столько важны бытовые и жанровые зарисовки», сколько «важно проникнуть во внутренний мир всех людей, понять психологию».

За частным случаем разлада в одной семье таятся глубокие обобщения. И конфликт из семейного плана перерастает в общественный. Как и у драматурга, в центре внимания постановщика люди. В спектакле Центрального детского театра отчетливо прозвучали голоса каждого из персонажей пьесы. Одни более громко и доходно, другие менее, порой даже едва слышно.

Она почти неподвижна, интонации не резки, не гневны, голос звучит не громко. Но сколько силы и боли, материнской тягостной боли из-за того, что сын сворачивает с пути, на который с такой настойчивостью, с такими трудностями для нее самой направила его мать. Клавдия Васильевна никогда не изменит своим идеалам, никогда не пожертвует своими убеждениями во имя мирских благ, не потеряет чувства человеческого достоинства. Честность, чистоту убеждений и помыслов заложила она в души своих детей. И в спектакле в образах младших Савиных видны плоды ее воспитания. Материнская добрая закваска проявляется даже в Федоре (Г. М. Печников), человеке слабохарактерном, безумно влюбленном в жену и во всем ей подчинившемся. Тяжесть материнского обвинения заставляет все ниже и ниже склонять голову, отзываясь острой болью в сердце. И дальнейшим своим поведением актер дает ясно понять, что откровенный разговор Федора с матерью оставит след на всей его дальнейшей жизни, как бы она для него ни сложилась.

В исполнении роли Олега К. П. Устюговым доброе савинское начало выявилось с наибольшей отчетливостью.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.