menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 6. Часть 2

Если пьесы «Отрочество» и «Дочка» не внушали никаких иллюзий на возможность их сценического воплощения, то значительно сложнее дело обстояло с пьесой 3. Н. Дановской «Вольные мастера» (30 апреля 1959 года).

Автор пьесы — комсомолка Зоря Дановская, недавняя выпускница Московского университета. По собственной инициативе она отправилась в один из подмосковных колхозов и стала заведующей местным клубом. Она писала пьесы, стихи, прозу. Несчастный случай оборвал ее жизнь, и Дановская так и не увидела свои произведения напечатанными.

Место действия пьесы «Вольные мастера» — сельское Подмосковье. Ее герой — одаренный и обаятельный парень, растративший свое дарование в погоне за рублем. Крушению его индивидуалистического мировоззрения и посвящена пьеса Дановской. «Вольные ера» привлекли театр своей свежестью и необычностью, шероховатостью и терпкой правдой жизни, новыми героями, обаянием личности молодого автора, ее взглядом на жизнь — «умным, проникновенным, новым». Но драматургическая неопытность автора побудила театр обратиться к помощи В. С. Розова. Как писала в одной из первых рецензий на спектакль Центрального детского театра Дзюбинская, «композиционные поправки, внесенные В. Розовым, более четкое драматургическое построение, расшифрованные мотивы поведения героев, попытки досказать, уточнить их биографии делали пьесу крепче, хотя и традиционнее».

Из-за этой традиционностью потонуло лучшее, что было в пьесе Дановской — непосредственность и своеобразие интонаций автора. В спектакле, поставленном А. В. Эфросом, по его собственному признанию, многое было «от знакомой сцены, а не от знакомой пищи... спектакль оказался бойчее пьесы, плавнее пьесы — шероховатой, отрывистой, — но в чем-то существенно беднее ее».

Как всякий ищущий, творчески экспериментирующий коллектив, Центральный детский театр совершал ошибки, но, даже не достигая желанных результатов, проявлял незаурядную настойчивость и смелость, чем-то обогащался, и это, на первый взгляд может быть не различимое, со временем ощутимо сказывалось на последующих работах театра, позволяя ему укрепиться на избранном пути.

О спектаклях Центрального детского театра много и горячо спорили. Спорили о возможности постановки на сцене детского театра пьес В. С. Розова «В поисках радости» и «Неравный бой», и только сила воздействия этих постановок на старшеклассников и огромная художественная ценность спектаклей подтвердили правильность шага, сделанного театром. Спорили и о «Вольных мастерах». Но наибольшие споры выпали на долю пьесы Н. Ф. Погодина «Мы втроем поехали на целину», поставленной на сцене Центрального детского театра (5 ноября 1955 года) М. О. Кнебель и А. В. Эфросом.

По мнению писателя А. А. Крона, обратившись к пьесе Погодина, театр совершил правильный и принципиальный поступок».

Драматург ставит спектакль Центрального детского театра в один ряд с таким значительным явлением советского театрального искусства, как «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского в Ленинградском Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина. Как шаг большой принципиальной важности рассматривают постановку кинорежиссер А. Г. Зархи, писатель В. С. Розов, режиссер Б. А. Львов-Анохин. И тот же спектакль, показанный по телевидению, вызвал неудовольствие зрителей, приславших пачку писем, в которых они «критически оценивают спектакль, оспаривают трактовку главных его образов, выражают сомнение в воспитательной ценности постановки». А в редакционной статье «Правды», озаглавленной «Серьезная неудача драматурга», читаем: «Большую ошибку совершил Центральный детский театр, включив эту пьесу в свой репертуар».

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.