menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 6. Часть 7

Строптивый герой спектакля в исполнении студийца Г. Р. Сайфулина по своему внешнему виду легко мог сойти за шестиклассника, мальчика из неблагополучной семьи, полностью предоставленного самому себе. Самолюбивый, ершистый, а по сути дела застенчивый и легко ранимый, он за напускной бравадой скрывает свои истинные чувства. Внешняя грубость и подчеркнутая неприветливость для Кольки — своеобразная маска, за которой таится его активная тяга к деятельной, осмысленной жизни, ненависть к фальши и притворству.

Колька — Сайфулин честен и прям. Он из тех, кто смело шагает по жизни и добивается многого не для себя, а для людей. Ненависть к лицемерию и ханжеству выражается у героя Сайфулина по-детски угловато в необдуманности поступков, приведших его в компанию проходимцев.

Колька находит в себе силы вырваться из болота, в которое его толкают «друзья». Но как жить дальше? Колька — Сайфулин растерян и подавлен, за напускным равнодушием и мальчишеской бравадой — жестокая боль. Человеку надо помочь. В постановке Эфроса борьба за Кольку, битва за человека высвечена отчетливо и ярко, становясь центральной темой спектакля. У Кольки есть враги И друзья. И между ними идет бой за Кольку Снегирева, за его будущее.

Кто же враг? Вот среди веселой суеты школьной перемены появляется фигура молодой женщины. Она идет усталой походкой, на лице скука, с тупым равнодушием глядит она на общее оживление. Это старшая вожатая школы Лидия Михайловна Иванова. «Опустошенная, ни во что не верящая, изо дня в день влачит она свое нелюбимое дело и, вместо того чтобы сеять разумное, доброе, вечное в детских душах, лишь способствует тому, чтобы там рос чертополох и бурьян».

Равнодушие, нелюбовь к детям и непонимание их, усталость и неприязнь ко всему новому, выходящему за рамки старого, апробированного — отличительные свойства Лидии Михайловны Ивановой. Такова она в очень умном, точном и талантливом исполнении Л. И. Дмитриевой. Дмитриева не разоблачает вожатую — формалистку и педантку, не утрирует и не подчеркивает отрицательные черты образа, на что роль давала известные основания. Образ, сданный ею, подлинно достоверен, правдив и убедителен, скромен в своем внешнем рисунке. Душевный мир ее подопечных, и в том числе Кольки Снегирева, их дела и запросы не представляют для нее никакого интереса. Главное, чтобы все шло как положено, по ритуалу проводились бы сборы, на которых чинно сидящие пионеры пробарабанят всем хорошо известные истины. Она искренне не понимает Кольку, ей чужды и кажутся глубоко опасными его протесты против серой, безынициативной, принудительной пионерской работы, утвердившейся в их школе. Она глубоко убеждена, что Колька — отпетый хулиган, и если б ее воля, она выгнала бы его не только из пионеров, но и из школы.

Но у Кольки есть и друзья. Их сила в доверии и любви к человеку. Сокрушитель формальных канонов пионерской работы Сергей и исполнении В. А. Калмыкова — простоватый, добродушный и даже флегматичный парень. Он не очень много говорит, но внимательно всматривается в ребят, приглядывается к их жизни. Он из породы тех, кто не будет произносить громких речей, но и правое дело вступится горячо и настойчиво. Герою Калмыкова близки интересы ребят, в каждом из них он видит живое, настоящее. Колька запутался. Ему надо помочь. Просто и сдержанно, по-мужски. Небрежно бросая слова, как бы совершенно не обращая на затравленного мальчика внимания, Сергей — Калмыков вовлекаем его в работу по постройке гаража. Он не наставляет, не выспрашивает, а просто просит подержать доску, которую он строгает для будущего гаража. Непринужденно, слово за слово, завязывается беседа. Наверно, первая серьезная беседа в колькиной жизни.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.