menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 6. Часть 8

Центральный детский театр 1936-1961«Вот он перед нами — положительный персонаж — кристально чистый, сердечный, умный и покоряющий ясностью цели, прямотой хорошо играет Калмыков!» — писал в рецензии на «Друг мой Колька!» Виктор Розов.
Исполнение ролей школьников юными студийцами и ролей взрослых опытными профессиональными актерами не вело к разнобою в актерском исполнении. По словам В. С. Розова «актеры старшего поколения играют в той же чистой и искренней манере, что и студийцы, а студийцы играют так же строго и просто, как их учителя».

В спектакле начали свой путь в искусстве И. И. Гулая, Г. Р. Сайфулин, В. С. Ованесов, Б. И. Захарова, в недалеком будущем проявившие себя талантливыми актерами театра и кино. Спектакли стал приметной вехой в творческой биографии актеров А. И. Дмитриевой и В. А. Калмыкова, позволил актрисе старшего поколения Л. С. Чернышевой даже в эпизодической роли выявить новые грани своего искусства.

Образ элегантной дамы, председателя родительского комитета Новиковой, обворожительно улыбающейся, опьяненной своей ролью меценатки, вылеплен Л. С. Чернышевой с мастерством большого художника. Ее Новикова очень довольна собой и своей деятельностью. Дети, их мир и дела не слишком обременяют ее, главное — это удовлетворенность от сознания своей неотразимости И благородства. Роль сыграна актрисой с поразительной мягкостью и сдержанностью, без каких-либо подчеркиваний и выигрышных броских пятен. Маленькая деталь, очень характерная для образа. Мило воркуя, возбужденная своим демократизмом, Новикова протягивает руку шоферу в замусоленной одежде. Лукаво улыбаясь, Сергей показывает на замазанные руки. «Ничего», — ласково произносит Чернышева и с непринужденной мягкостью отодвигается от него, так и не подав руки.

Нигде не опускаясь до бытописательства и нарочитых подчеркиваний, Эфрос оставался во всем верным жизненной правде, в кульминационные моменты доводя действие до глубоких жизненных обобщений. В чинном порядке застыли на своих местах пионеры. В глубокой тишине равнодушные пальцы вожатой отбивают по столу дробь. Тяжело Кольке в стороне от друзей. Медленно подходит к нему Валерий и снимает пионерский галстук. И в такт ударам пальцев по столу вожатой где-то вдали зазвучали удары пионерского барабана, призывные и тревожные, символизируя то большое и важное, чего лишался в этот момент ученик 6 класса Колька Снегирев.

Спектакль заканчивается картиной, его начинающей. Из глубины сцены сквозь неподвижные фигуры неторопливо идет Сергей. Тревожным взглядом встречает его застывший на авансцене Колька, Сергей достает из кармана галстук. Колька жадно хватает его и торопливо повязывает. И все завертелось, зашумело, заликовало, волной перехлестнув в зрительный зал, приветствующий победу своего друга Кольки.

Слова одного из московских педагогов — «"Друг мой, Колька" — первый пионерский спектакль, который мне хочется смотреть еще и еще» — очень примечательны для спектакля Центрального детского театра.

Исследуя особенности эстетического воздействия театра на подростков, научный сотрудник Академии педагогических наук Ю. И. Рубина справедливо отметила: «Проблема репертуара дли подростков является сейчас наиболее острой и сложной в ТЮЗах. И речь идет не только об отсутствии должного числа художественно полноценных пьес для детей данного возраста, но и о явно недостаточном контакте между театром и зрителем-подростком».

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.