menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 6. Часть 13

Центральный детский театр 1936-1961Действие спектакля разворачивалось спокойно, местами замедленно, мягок рисунок мизансцен.

Такому режиссерскому решению не соответствовало нарочито подчеркнутое условное оформление спектакля (художники В. И. Лаевич и Н. Н. Сосунов). На сцене выросла трехэтажная конструктивная установка, условно обозначающая комнаты детского дома, расположенные на разных этажах. Соединенные небольшими лесенками, они давали возможность легко переносить действие из одного места в другое. Художники сознательно отказались от бытового фона, и отдельные бытовые детали — кровати, столы служили ориентиром, указывающим, происходит ли действие в кабинете или спальне.

Подобное решение не нашло полного одобрения ни в коллектив, ни в прессе, ни у многих зрителей. Возражала против него и автор, говоря: «Моя пьеса более "старомодная", и разрыв между пьесой и декорациями меня огорчает». Условность оформления не пошла на пользу спектаклю, но не стала решающим препятствием для глубины сценического прочтения пьесы.

«Этот спектакль возбудил во мне какие-то странные противоречивые чувства, — читаем в отзыве одной школьницы.— Он не просто понравился или не понравился, а заставил подумать. Я думала и тогда, когда возвращалась из театра, думаю и теперь. Я думаю о таких сложных вещах, как выбор профессии, как любовь».

Научить своего зрителя думать, быть самостоятельным в выборе своего пути, — выработать свой взгляд на жизнь и людей, — одна из основных задач Центрального детского театра. Театр правдиво повествует о жизни, не скрывает ее трудностей, отмечает радости их преодоления. Он ведет честный и прямой разговор со зрителями, воспитывая людей мужественных, принципиальных, честных.

Воспитательное и познавательное сплетается в лучших работах театра в единый узел. Широта и разнообразие ракурсов, в которых раскрывается в спектаклях Центрального детского театра современная жизнь, стремление быть предельно честным и правдивым в ее показе характерно для большинства работ театра этого периода.

Действие спектаклей Центрального детского театра развертывается на торпедном катере, в интернате, на целине, в колхозе, в школе, в обычной домашней обстановке.

Театр сумел быть точным и художественно правдивым в передаче острых конфликтов в жизни румынской школы — «Ноль по поведению» В. Стоенеску и О. Савы (19 июня 1958 года, постановщик В. С. Колесаев) и в рассказе о трагических событиях в жизни одной американской семьи, невольно втянутой в расовую борьбу — «На улице Уитмена» Мэксин Вуд (20 марта 1959 года, постановка М, О. Кнебель). Пьеса американской писательницы была прочтена театром в манере, близкой постановкам розовских пьес, с тонким психологизмом, пристальным вниманием к актеру, с интонацией раздумий о судьбах современной Америки, о ее гражданах, с большим мастерством многогранно и глубоко раскрытых актерами (Оури — Л. С. Чернышева; Эд Тилден — И. Д. Воронов; Кейт — А. В. Елисеева; Греми — Е. В. Перов; Дэвид Бенет — Р. В. Чумак; Вини — Г. Г. Новожилова; Оуэн — Л. К. Дуров).

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.