menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Архивные материалы. Часть 46

64

А. И. ЮЖИН-СУМБАТОВ — А. Ф. КОНИ

25 октября 1926 г. [Москва]

Высокочтимый и горячо любимый Анатолий Федорович,

Застал здесь, вернувшись из Кисловодска, Ваше письмо и, как только улеглись неизбежные при переездах с юга на север кашли, утомление и небольшие тревоги за не совсем еще окрепшие легкие, сажусь отвести с Вами душу. Очень больно, что ряд причин вынудил Вас отказаться от предполагавшейся поездки в Малороссию, а значит, и от заезда в Москву, как мы с женой надеялись. Но еще больнее было прочесть, что Вы приступаете к Вашей непрерывной и многосложной работе в состоянии большой утомленности. Знаю, что совершенно бесполезно уговаривать Вас считаться с этой утомленностью и беречь себя. Вы из тех натур, для которых труд — квинтэссенция жизни, та же любовь к женщине, потребность неутолимая, радостная — но и берущая силы человека. Достаточно взглянуть на Вас, когда Вы с книгой или в беседе о том, что Вас захватило, что безошибочно признать мозговую работу Вашим главнейшим жизненным отправлением. Мне кажется, от переутомления Вас спасает необычайная широта горизонтов Вашей мысли и богатство тех сторон и граней жизни, которые останавливают Ваше внимание. В связи с этой неутомимой отзывчивостью мне понятно и Ваше негодование на такие явления, как выходка Потоцкой, которая Вас справедливо возмутила. Впрочем, она никогда не отличалась умом и чуткостью и всегда, при наличности довольно яркого сценического дарования, обладала в полной мере каботинскими наклонностями, этой язвой наших профессионалов. Боишься Вас обременять еще лишней работой, но невольно ловишь себя на мысли, что Ваши лекции о сценической этике, пожалуй, еще важнее и плодотворнее лекций по этике врачебной. [...] Театры, особенно теперь, — могучий фактор жизни, а вместе с тем именно теперь уровень его этики, вернее этики его работников, понижается день за днем. Я теперь собираюсь с силами прочесть лекцию о состоянии и значении драматического театра — в Академии художественных наук. Конечно, я буду счастлив, если Вы позволите мне прислать Вам эту лекцию (она будет напечатана). В ней я прихожу к определенному требованию, говоря фигурально, актерского подвижничества, если мы хотим спасти драматический театр от полной его гибели и сохранить за ним его высокое культурное значении, если мы хотим выделить его из общей массы зрелищных предприятий и отвести ему то место в жизни, к которому его вели Шекспир, Гёте, Мольер, Грибоедов, Гоголь, Островский, ставшие теперь канвой, по которой режиссеры нового толка вышивают свои узоры — безвкусные и пошлые. «И погромче нас были витии»... а все-таки, пока живешь, надо отстаивать, по Вашим дорогим заветам, то, во имя чего стоит жить.

[...] Пошли Вам бог, бесценной и горячо любимый Анатолий Федорович, полноту сил духовных и телесных и светлые радостные дни.

Неизменно Ваш А. Сумбатов

Р. S. Пока еще мой друг и врач К. М. Напалков меня не пускает, но я надеюсь все же зимой побывать у Вас специально, чтобы Вас видеть.

Жена Вам пишет отдельно, а пока мы оба шлем Вам нашу горячую любовь и просим передать сердечный привет Елене Васильевне. [...]  

Ежегодник малого театра 98 KB
 



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.