menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Александр Иванович Южин-Сумбатов. Часть 3

Пьесы Южина были подлинно литературными произведениями, и этим объясняется их жизнеспособность и длительный успех у публики. Полное собрание сочинений А. И. Южина-Сумбатова, куда вошли драматические и литературные произведения, свидетельствует, что в его лице мы имеем талантливого литератора. Южиным написано большое количество статей по вопросам театра, отличающихся исключительной эрудицией, глубиной мысли, полной независимостью суждении, отсутствием приспособленчества и каких-либо модных увлечений. Не буду их перечислять. Главное содержание его литературно-публицистического наследия — театр. Многие из этих статей и в настоящее время не утратили своего значения, они представляют большую ценность для исследователей и историков театра, актеров и режиссеров, руководителей театрального дела.

Южин был сильным и темпераментным оратором. Его умные, интересные речи всегда дышали общественным пафосом и оставляли глубокое впечатление. Незабываемы его речь к труппе Малого театра перед началом сезона, 9 августа 1909 года, и доклад в Политехническом музее «Островский и романтизм».

Будучи глубоко убежденным реалистом. Южин в первые годы после Октябрьской революции с большим успехом выступал против представителей крайних левых формалистических течений в театре, страстно отстаивая реалистические позиции Малого театра. Академические театры многим обязаны этим принципиальным выступлениям Южина с общественной трибуны, его блестящему таланту оратора-трибуна.

Много неоценимого сделал Южин для Малого театра, будучи его артистом, художественным руководителем и директором. Ему обязан Малый театр тем, что в трудные предреволюционные годы сохранились на нашей сцене великие реалистические традиции русского искусства и утверждался русский классический репертуар. Благодаря Южину Малый театр сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции, несмотря на ряд всевозможных затруднений, первым открыл двери для молодого зрителя.

Жизнь показала, как прав был Южин, защищая реалистическое искусство Малого театра, на дальнейшем, высшем этапе своего развития овладевшего методом социалистического реализма.

Южин верил в огромную роль театра в общественной жизни нашей великой Родины и свою статью «Личные записки об общих вопросах современного театра» заканчивал словами: «Я все-таки должен закончить мои наметки моей заветной мечтой: пусть русский театр, в полном распоряжении просвещенного и готового к своему делу актера, с полным правом займет в культурной жизни место рядом с важнейшими просветительными учреждениями». Мечта Южина, осуществленная в Советском государстве, является живым стимулом для дальнейшей нашей работы, для бурного роста и расцвета замечательного советского театра.

Колоссальную творческую работу Южин сочетал с огромной общественной деятельностью, для которой он по своей активной и страстной натуре был как бы создан. Популярность и общественный авторитет Южина были исключительны.

 



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.