menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Встречи с Южиным. Часть 6

В каких бы пьесах ни выступал Южин с Лешковской, во всех отзывах постоянно отмечалось или их «концертное исполнение», или говорилось, что сцены были «первоклассным дуэтом». С особым правом можно было говорить об их «концертных дуэтах» в «Стакане воды». Полнота общения партнеров между собой, глубокое взаимопонимание ими тончайших интонационных нюансов, родившихся на сегодняшнем спектакле, умение слугшать друга и в ответной реплике давать новый подтекст, соответствующий реплике, только что произнесенной другим, создавали впечатление импровизированной словесной дуэли.

Искрометность и блеск их исполнения были поистине замечательны. Недаром москвичами постоянно повторялись слова, сказанные В. А. Мичуриной-Самойловой, после того как она побывала на представлении этой пьесы с участием названных мастеров: «Пригласили на стакан воды, а угостили бокалом шампанского».

...Вспоминая Южина в качестве управляющего труппой, каким я его знал в тот счастливый период моей жизни, когда я служил в Малом театре, особо хочется отметить редкостный его такт в обхождении со всеми - от мала до велика - работниками театра. Помимо безукоризненной вежливости Южин проявлял самое сердечное отношение и искреннюю доброжелательность к каждому, к любому товарищу по работе. Это, однако, не мешало ему быть требовательным и строго взыскивать за малейшее нарушение дисциплины.

В этой связи вспоминается забавный эпизод.

Среди экстернов был помимо меня еще один студент, также ходивший в студенческой тужурке. Он чем-то сильно провинился. Южин, явно спутав нас, стал грозно меня отчитывать. Кто-то из режиссерского управления указал Южину на его ошибку. Южин словно несколько смутился и, ни слова не сказав, удалился... Один из театральных злоязычников, присутствовавший при этой сцене, стал пророчествовать:

- Ну, брат, помяни мое слово, погиб ты: Южин не простит тебе своей ошибки, вот увидишь!..

После этого случая впервые встретился я с Южиным на спектакле «Идеальный муж». Южин играл лорда Кавершэма. В первом действии по мизансцене старик Кавершэм отходит в глубь сцены и беседует с «гостями», среди которых был и я. Словно подсмеиваясь над самим собой, ворчливым тоном Кавершэма он перед всем экстернатом извинился передо мной и, что характерно, в выражениях, вполне уместных в устах воплощаемого им лица, и его тоном.

Подойдя затем к другому «гостю» (его изображал провинившийся студент, за которого Южин принял меня), он сказал:

- Думаю, что вы достаточно наказаны, хотя бы тем, что из-за вас мог пострадать невинный...

После некоторой паузы, сморщив брови и презрительно выпятив нижнюю губу (что старый лорд неоднократно делал), тоном привычной воркотни пробурчал:

- Чтобы больше этого не было! - при этом его интонация была такова, что нельзя было понять, брюзжит ли управляющий труппой в роли Кавершэма на провинившегося сотрудника или ворчит сам на себя...

Ежегодник малого театра 58 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.