menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 33

В письме ЦК РКП(б) «О пролеткультах» были раскрыты исторические корни футуризма и их социальная враждебность новой, молодой пролетарской культуре Советской республики. И хотя это письмо было направлено непосредственно против извращений, допущенных руководством Пролеткульта в просветительной работе среди трудящихся, оно больно ударило по «Театральному Октябрю», ибо давало политическую квалификацию футуризма, с которым «Театральный Октябрь» шел об руку.

Требования уничтожить противника, лишить его возможности творчества и даже применить к нему меры репрессивного характера раздавались не только из лагеря Мейерхольда. Академический лагерь был гораздо более сурова. На некоторые заявления Мейерхольда на одном из диспутов о том, что театр будущего пойдет только по пути футуризма и массового действа, Южин отвечал, что театр будущего будет, очевидно, иметь несколько разветвлений, но основой его должен остаться глубоко идейный, реалистический, доступный народу театр. В то же время Южин считал, что эти "левые" театры должны творить свободно, соревнуясь с академическими.

Еще в 1919 году, когда только начиналась переоценка ценностей, Южин работал над проектом создания Ассоциации академических театров, куда должны были войти все государственные театры. Ассоциацию лучших театров Южин мыслил отдать в непосредственное ведение народного комиссара по просвещению и этим спасти Малый и другие академические театры от угрозы уничтожения, шедшей из лагеря «левых». При личных встречах и в многочисленных письмах Южин уговаривает Луначарского взять под свою охрану эти театры и встать во главе их Ассоциации. В письме от 11 июля 1919 года Южин пишет народному комиссару: «О Вас я не знаю ничего определенного - сохраните ли Вы хотя бы высшее руководство государственными театрами за собой, без смешения их, а также Художественного и двух-трех еще в общей массе... Прежде всего только Вы должны сохранить за собою персонально высший правительственный авторитет над художественными театрами и расширить объем этого авторитета. У вас нет морального права при существующем положении дела не только отказываться от этого долга перед русской культурой, но и поступаться какой-либо частью своей власти, хотя бы во имя самых глубоких соображений, недосягаемых для моего ума и для моей осведомленности".

И в ноябре 1920 года, поскольку Мейерхольд как руководитель ТЕО пытался расформировать академические театры, Луначарский, понимая всю опасность, которую представлял для этих театров нигилизм заведующего ТЕО по отношению к классическому театральному наследию, издает постановление, гласящее, что «академические театры находятся в непосредственном ведении народного комиссара по просвещению». Этим академические театры были изъяты из рук весьма воинственно по отношению к ним настроенного Мейерхольда. Совершенно очевидно, что постановление это было достигнуто не без настойчивых хлопот и влияния Южина.

Ежегодник малого театра 90 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.