menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 14

Несомненно, что ленинские методы, применяемые А. В. Луначарским, оказали значительное влияние на процесс постепенного перехода театральной интеллигенции на позиции сознательного и активного сотрудничества с Советской властью.

Однако процесс перестройки сознания старой театральной интеллигенции протекал не гладко и безболезненно, а сопровождался мучительными раздумьями, трудными поисками своего места в строительстве новой, социалистической культуры.

Актерам Малого театра, воспитанным на передовых идеях своего времени, и в частности А. И. Южину как руководителю Малого театра, пропагандисту и защитнику традиций гражданственности и реализма его искусства, было легче, чем многим другим деятелям старого театра, включиться в строительство новой театральной культуры. Но тем не менее и Южин и весь коллектив Малого театра не сразу и не безболезненно пришли к пониманию того, что новый социальный строй открыл необозримые перспективы свободного развития театрального искусства.

В силу ограниченности своих политических воззрений большинство актеров Малого театра, так же как и А. И. Южин, сначала усмотрели в Октябрьской революции только стихию разрушения, и опасались за целость и сохранность столь дорогого их сердцу Малого театра.

Однако, верный своим убеждениям, что театр, как ни один другой вид искусства, близок народу и нужен ему, А. И. Южин стремился к тому, чтобы спектакли были возобновлены возможно скорее. Коллектив театра поддержал его в этом. И 21 ноября 1917 года спектаклем «Горе от ума» началась первая страница новой истории Малого театра послеоктябрьского периода.

Правда, по мысли Южина, бесперебойная художественная жизнь театра должна была означать обособленность, полную изолированность театра от происходящих вокруг него революционных событий. Недаром в резолюции составленной Южиным и принятой общим собранием театра 20 ноября 1917 года подчеркнуто, что «деятельность Малого театра, как учреждения, служащего вечным задачам всенародного просвещения и художественной культуры, должна продолжаться без зависимости от переворотов политического характера и смен государственной власти".

В этих условиях встреча народного комиссара по просвещению А. В. Луначарского с работниками государственных театров сыграла решающую роль в изменении позиций настороженности и подчеркнутой аполитичности, на которых стояли А. И. Южин и значительная часть актерского состава Малого театра в первые месяцы после Октября.

Она состоялась на объединенном собрании «тружеников», как тогда писали, Большого и Малого театров в апреле 1918 года.

В книге Л. М. Прозоровского «Из прошлых лет» есть очень интересные страницы, где автор вспоминает об этой встрече.

Луначарский рассказал об огромной общественно-просветительной роли, которую отводит партия и правительство театру в жизни нового общества, об отношении Советской власти к государственным театрам как к лучшим образцам классического русского искусства, которые должны быть сохранены для пролетариата.



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.