menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 16

Цели и задачи Малого театра определялись в нем с художественной и народно-просветительной точки зрения. Малый театр ставил своей задачей "развитие и совершенствование высших достижений русского драматического театра" как в области драматургии, так и в области актерского и режиссерского мастерства, причем подчеркивалась необходимость сохранения характерных для актерского искусства Малого театра чистоты и выразительности русской речи «соответственно лучшим сценическим и литературным традициям». Народно-просветительные задачи Малого театра А. И. Южин видел в подъеме этических начал и эстетических вкусов широких всенародных масс путем широкого знакомства их с лучшими художественными достижениями Малого театра. В уставе Малого театра появилось четко сформулированное определение его как театра актера и драматурга, прежде всего призванного выполнять свое общественное и художественное назначение, культивируя эти два начала.

Но во "Временном положении" отразилось и стремление Южина в первые месяцы после Октября отгородить театр от политики, подчеркнуть самоценный характер его искусства.

Так в статье третьей говорилось, что управление театром должно охранять свободу искусства «от влияния всяких тенденций, политических доктрин и партийных взглядов».

Управление Малым театром осуществлялось, по "Временному положению", на началах выборности и автономии советом Малого театра из пятнадцти лиц, избираемых всем составом на общем собрании. В совет Малого театра входили также лица, делегируемые Комиссариатом по просвещению в количестве не более трех человек, пользующихся равными правами с остальными».

Этот совет избирает из своей среды правление, состоящее из трех членов, которому принадлежит вся исполнительная власть в театре. Оно отчитывается в своей деятельности только перед советом. Совет же избирает и своего председателя.

На общем собрании 13 февраля 1918 года проект «Временного положения» подробно обсуждался всем коллективом театра и был принят. Председателем совета Малого театра единогласно избирается А. И. Южин.

Для рассмотрения и подписания «Временного положения» в Москву из Петрограда приехал А. В. Луначарский "официально разговаривать с Южиным", как он сам позже вспоминал об этом.

«... Моя тактика заключалась в том, чтобы как можно скорее убедить лучших работников искусства в глубоком желании нашем сохранить лучшее достояние прошлого», - говорил Луначарский о характере и методе своих переговоров с Южиным. И этот метод мягкого, благожелательного, но настойчивого убеждения, метод, при котором каждый с уважением относится к взглядам и предложениям другого, не замедлил сказаться.

Огромное впечатление на Южина, как и на весь творческий коллектив Малого театра, произвело утверждение Советским правительством в мае 1918 года «Временного положения» почти без всяких изменений.



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.