Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 28
Активную роль в общей борьбе академических театров за свое существование играли К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, особенно последний. Но в первое четырехлетие после Октября из всей старой московской театральной интеллигенции наиболее действенную помощь Луначарскому в деле сохранения, развития и перевода на коммунистические рельсы старых профессиональных театров оказывал А. И. Южин. Именно в этот период окрепла их дружба.
В условиях разгорающейся и все более ожесточенной борьбы «левых» против театров старых реалистических традиций на Южина, как на их наиболее активного защитника, ложилась особая ответственность. На требования официальных и неофициальных лиц немедленно уничтожить профессиональные театры, и в первую очередь театры академические, а в самую первую - Малый Южин отвечал прежде всего работой, гигантской, самоотверженной, непрерывной работой. Работой и в качестве председателя дирекции Малого театра, театра, в репертуаре которого было двадцать пьес русской и иностранной классики, причем тринадцать из них были поставлены или возобновлены за три послеоктябрьских года; и в качестве ведущего актера, занятого в пяти спектаклях в неделю; и как член коллегии Центротеатра, непосредственно участвующий в руководстве театральной жизнью страны, активно выступающий на его многочасовых заседаниях; и как председатель театрально-художественного совета профессионального союза Рабис; и как член бесконечных тарифных и всяких прочих комиссий и подкомиссий. И всюду Южин не просто присутствует, а горячо, страстно, убежденно, всем существом отдается делу, которому принадлежит его жизнь, - отстаивает реалистические традиции искусства Малого театра, отстаивает его право на существование, отстаивает и доказывает его насущную необходимость для трудового народа России.
И вся эта гигантская работа велась Южиным в тяжелейших бытовых условиях, порожденных разрухой, царившей в стране, когда из-за отсутствия транспорта ему, шестидесятигрехлетнему человеку, приходилось десятки километров выхаживать пешком, чтобы обойти все нужные инстанции.
«Я буквально без отдыха теперь занят Малым театром. Ему грозит опасность со всех сторон, - пишет Южин А. Ф. Кони летом 1919 года, - жизнь так сложилась теперь, что нужно по 25 часов в сутки оглядываться, огрызаться, отбиваться от наседающей пошлости... и лишь сверх 25-ти часов остаток суток отдавать себе... Но ведь надо и спать, к сожалению». Однако Южин не знает сомнений и колебаний. «Надо быть таким же энтузиастом театра, каким бывает политик в борьбе, - писал он в неопубликованных заметках 1920 года. - Делать, делать и делать. Кто еще не может делать - того надо учить. Кто уже не может делать - того лечить или покоить. Кто не хочет делать, того надо вон из (театра, мира)».
Даже враждебная Малому театру, и Южину в частности, театральная пресса вынуждена была признать неутомимую полезную деятельность театра и его руководителя. Так, в передовой одного из номеров «Вестника театра», отмечая, что «прогулы, апатия, расхлябанность и всяческий развал свили себе прочное гнездо и в театральном мире», Я. Лерс пишет о Малом театре: «...это один из наиболее цельных театров, это театр, много дающий для работы в районах», а его руководитель и артисты «...более других на своих постах, более других участвуют в общественно-административном управлении страны; Малый театр не опускает столь заметно своего знамени».
Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.