menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 44

В третьем номере журнала «Культура театра» появилась новая статья Южина - «Малый театр в его подлинных традициях», в которой он дает отпор всяческим нападкам на передовые традиции Малого театра, останавливается на извращениях в их толковании, ставит перед собой задачу разъяснить народным массам истинный характер творческого облика Малого театра и сущность его передовых традиций, касающихся как сценического метода театра, так и его репертуара.

Настоятельную необходимость этого Южин видел именно теперь, когда в театральной прессе «левых» деятелей театра фальсифицировалось И искажалось демократическое содержание традиций Малого театра, когда театру упорно навязывали «единственно для него возможную позу - позу упорного непонимания нового», и спасение Малого театра видели в том что «ему неизбежно надо уйти в классическое искусство».

Южин утверждает, что истинные традиции Малого театра ничего общего с каноном и застоем не имеют, они состоят в стремлении к кристаллизации наиболее ценных элементов опыта многолетней преемственной деятельности лучших и крупнейших его творческих работников, это традиции свободолюбия и жизненной правды, не только не сковывающие творческого духа художника, но, наоборот, открывающие перед ним огромные перспективы.

Как живой и жизнеспособный, вечно обновляющийся театральный организм, Малый театр, естественно, должен отражать современность, а поэтому появление на его сцене произведений революционных драматургов - явление закономерное и необходимое, по мнению Южина.

Обе программные статьи Южина, по существу, были первыми после революции выступлениями в печати теоретика реалистического театра, обосновывающего необходимость для театра именно реалистического метода и считавшего, что советский театр обязан овладеть лучшими достижениями культуры прошлого.

Нарком по просвещению отмечал, что «прекрасная статья А. И. Южина (речь идет о «Культуре театра») ...свидетельствует о полном понимании руководящими людьми академических театров их задач».

Статьи Южина вызвали искреннюю благодарность и горячую поддержку всего коллектива Малого театра. М. Н. Ермолова писала Южину после опубликования его статей в «Культуре театра»: «Дорогой Александр Иванович! Примите мой низкий поклон и горячую благодарность за ваши статьи о традициях Малого театра. Желаю от всей души, чтобы наша молодежь поняла и почувствовала смысл этих статей и вошла в эти традиции и душой и умом. Мне кажется, что у некоторых слово «традиция» смешивается со словом «рутина», почему иногда и относятся к нему полупрезрительно. Наши статьи совершенно ясно разъяснили, что такое «традиции» Малого театра и что они со словом «рутина» ничего общего не имеют».

Вокруг статей Южина разгорелась ожесточенная полемика. Называя реалистические традиции Малого театра «мещанско-догматическими», несущими «мстарую психологию», противники академических театров тем не менее требовали их канонизации именно в том виде, в котором они сложились в середине XIX века.

Ежегодник малого театра 136 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.