menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 4

Отвечая на письмо Г. Н. Федотовой, Южин пишет о своем назначении: «И я знаю отлично, что предстоит мне вынести. Знаю, что никакая энергия, беспристрастье, никакая работа не защитят меня от... ото всего того, что пережили все, кто брался за это дело. И все-таки я не имею права сейчас отказаться и почить на спокойном ложе из старых лавров. Все мне дал Малый театр, и я ему отдал все, что во мне есть. Дай только бог, чтобы ему это пригодилось». Южин понимал, что без поддержки труппы он один не в состоянии выполнить свою программу. «Мне необходима не только Ваша моральная поддержка, но и Ваши советы. Ваши указания и Ваша активная помощь», - пишет он Г. Н. Федотовой. «...Но все. что нам предстоит сделать, мы можем сделать только вместе, только путем большой внутренней сплоченности, - обращается А. И. Южин к труппе театра в своей речи перед началом сезона 1909/10 года. - ...один из нас или несколько ничего сделать не смогут без объединения всей труппы, всего, что в ней есть истинно артистического, в одну сплоченную общей целью массу».

Приступая к обязанностям управляющего труппой, А. И. Южин был полон оптимизма, веры в свои силы и в способности дружного коллективе Малого театра преодолеть все препятствия и вернуть искусству его сцены былую славу и мощь.

Первая речь Южина к труппе перед сезоном 1909/10 года носила программный характер. В ней с предельной полнотой изложено южинское понимание целей и задач русского театра на современном этапе его развития, намечены реформы творческого и организационного характера, с помощью которых он надеялся возродить искусство Малого театра.

В этой речи А. И. Южин характеризовал Малый театр как русское национальное просветительное учреждение, призванное удовлетворять общественные и художественные запросы зрителя. Творческий метод Малого театра он определил как реалистический, одинаково чуждый натуралистическему и символистскому театру. Он гневно протестовал против безыдейного, упадочнического искусства, против модернистских исканий, уводящих русский театр от его прямой задачи, служить своим искусством прогрессу общества. Кому нужны, спрашивает Южин, «все эти опыты с балаганчиками, с целым рядом фокусных приемов так называемой стилизации в речи, в замыслах автора, наконец, в сценическом исполнении, где живые люди говорили со сцены, как петрушки, двигались, как марионетки, и, по воле авторов, самым ординарным, самым затрепанным мыслям и чувствам придавали особый приятный вкус этими шаманскими приемами?».

Появление и воцарение на русской сцене нелучших образцов западного искусства, «окончательно лишенного стремления проникнуть в глубь человеческого духа», «переводного мусора», «не имеющего для русской жизни никакого значения», Южин объясняет буржуазной модой.

В широкой программе обновления репертуара, рассчитанной на несколько лет, Южин предлагал большое внимание уделить созданию «основного» репертуара театра из образцовых произведений русской и мировой классики, которые переходили бы из сезона в сезон, постепенно пополняясь новыми постановками.



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.