menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Встречи с Южиным. Часть 9

Каждое появление Южина на сцене встречалось бурной и несмолкающей овацией; каждый его уход сопровождался рукоплесканиями; что же касается его знаменитых монологов второго действия и «Вот то-то все вы гордецы» (несмотря даже на то, что на данном спектакле Южин произнес их с неизмеримо меньшей экспрессией, чем обычно), то они в этот вечер вызвали столь бурные аплодисменты, что был слышен лишь общий гул, звучавший десятки секунд...

А что творилось по окончании каждого акта и тем более по окончании спектакля!

После первого действия, когда Южин вышел на вызовы, его засыпали - буквально засыпали! - огромным количеством бумажек разных цветов, на которых были напечатаны приветственные слова - их кидали из оркестра, из первых рядов кресел, из литерных лож.

Сильно изменившийся после длительной болезни, очень осунувшийся и до неузнаваемости похудевший, Южин и внешне не походил на своего прежнего Фамусова. Тогда стоило ему появиться, и каждый чувствовал, что это не просто "управляющий казенным местом", а подлинный сановник. Небезызвестно, что сам актер, характеризуя в 1918 году, каким является Фамусов, писал, что "Фамусов не родился барином: это не Голицын, и т.ж. ...он служилая знать, но знать несомненная". НО весь его вид, походка, движения, властные звуки голоса - все говорило о том, что Павел Афанасьевич титулованный аристократ, один из представителей родовой знати. Его Фамусов в последнем варианте значительно больше выражал первоначальный замысел актера.

Умный Южин прекрасно сознавал, что и его изменившиеся внешние данные, и внутреннее состояние, вызванное возрастом и болезнями, требуют пересмотра отдельных частностей, да и всего образа в целом.

Южин это и сделал: он создал нового Фамусова.

Теперь его Фамусов был раздражительным, нервным старичком, не терпящим никаких возражений, жестоким крепостником, за малейшую оплошность ссылающим сво рабов на поселение в Сибирь, на каторжные работы, - Фамусов предстал теперь в исполнении Южина почти с щедринской силой, как некий помпадур.

...Последний раз я видел Южина - это было и последнее его выступление, - когда он играл Фамусова 7 декабря 1926 года.

Южин умер на юге Франции и завещал похоронить себя в Москве. По указанию Советского правительства гроб с его телом по Средиземному и Черному морям был доставлен на Кавказ и оттуда привезен в Москву.

Мария Николаевна рассказала мне о том, как умер Александр Иванович.

Накануне дня его рождения, когда ему исполнилось семьдесят лет, Южин попросил ее не тревожить его до обеда - он хотел закончить свою пьесу "Рафаэль".

Когда она вошла к нему, он сидел за письменным столом, рука его лежала на рукописи - он был мертв.

Но пьесу он успел дописать и успел даже начертать на рукописи слово "Конец".

Так 17 сентября 1927 года на юге Франции в Жуан-ле-Пэн скончался этот большой человек, память о котором должна быть сохранена теми, кто его знал, для тех, кто его не застал, не видел на сцене и потому не может его ценить так, как он этого заслуживал...

Ежегодник малого театра 56 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.