menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 52

История о том, как наследный принц, воплощение благородства и свободолюбия, одержимый идеей освобождения народа от гнета монархии, возглавляет революцию, свергающую короля, его отца, - это история, революционность которой достаточно сомнительного свойства. Однако Южина, так же как и Луначарского, привлек прежде всего пафос разоблачения насквозь прогнившего монархического строя, которым была пронизана пьеса.

В условиях молодой Советской России, всего семь лет назад разбившей оковы царизма, антимонархическая направленность пьесы звучала современно. «Навыки и традиции Малого театра не мешают его репертуару делать уклон к пьесам, затрагивающим революционные темы, - писал в «Известиях» Б. Ромашов. - После «Кромвеля» (революционное далекое прошлое) «Железная стена» - новый опыт в этом направлении, охватывающий к тому же (по примечанию автора) близкий к нам период первого десятилетия XX в.».

Несмотря на недостатки пьесы, спектакль имел значительный общественный резонанс, главным образом благодаря великолепному исполнению Южиным роли короля Вельтландии Августа XIII. В этой роли Южин создал образ короля-деспота, сильного, умного и проницательного, понимающего, что монархия обречена на гибель, и тем не менее сознательно и методично угнетающего народ.

Следует остановиться также на первой пьесе советского драматурга на современную тему, включенной Южиным в репертуарный план сезона 1924/25 года. Наивная схематичная пьеса Смолина «Иван Козырь и Татьяна Русских» художественного интереса не представляла, но талант В. Н. Пашенной, наполнивший жизнью бледную схему заглавной роли, искренняя взволнованность и одушевление, с которыми отнеслись другие исполнители к созданию образов своих современников, позволили этому спектаклю стать одной из заметных вех на пути овладения театром современной советской тематикой. Это единогласно признавалось как в специальной прессе, так и в центральных органах печати.

Если бы не целый ряд попыток театра создать созвучный революции спектакль, начиная с «Посадника», «Кромвеля», «Железной стены», «Ивана Козыря и Татьяны Русских», то на сцене Малого театра не смог бы появиться и такой спектакль, как «Лево руля» Билль-Белоцерковского, сыгравший в его творческой жизни выдающуюся роль.

В появлении этого спектакля на сцене Малого театра Южин сыграл огромную роль, хотя премьера «Лево руля» состоялась в 1926 году, то есть тогда, когда Южин по болезни уже отошел от управления Малым театром. По инициативе Южина в 1923 году в Малый театр был приглашен А. М. Прозоровский, режиссер-коммунист, выходец из рабочей среды, много лет связанный с рабочей самодеятельностью, инициатор и постановщик "Лево руля" на сцене Малого театра.

Когда Прозоровский пришел с предложением поставить пьесу об интернациональной солидарности трудящихся никому еще не известного, начинаюшего автора В. Билль-Белоцерковского, многих отпугнула эта ломающая привычные каноны многокартинная пьеса без крепко сделанного сюжетного стержня, без центральных героев, где главным действующим лицом, основным героем был охваченный революционным порывом народ. Но живое чувство современности, свойственное Южину, страстное желание на сцене Малого театра советскую пьесу помогли ему в сложном калейдоскопе сцен и действующих лиц первого варианта пьесы увидеть и почувствовать всю силу и искренность революционного пафоса, которым было проникнуто это во многом еще несовершенное произведение, и Южин поддержал стремление Прозоровского поставить "Лево руля" в Малом театре. «Рискуйте, ставьте, я отвечаю», - сказал Южин совсем было отчаявшемуся режиссеру, когда тот пришел к нему, удрученный нелестными отзывами о пьесе некоторых членов труппы.

Ежегодник малого театра 130 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.