menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Актер, мыслитель. Часть 4

Суть традиций Малого театра, по Южину, — «жизненная правда, внутренняя сила и оригинальность исполнения». Не слепое подражание талантам, а полное всестороннее выявление личности каждого из актеров, сумевших влиться в ансамбль и уловить верный тон мелодии спектакля, чтобы весь музыкальный поток им был верным и художественным.

Мое поколение любило и почитало А. П. Ленского, внесшего свежую струю в художественную жизнь Малого театра, давшего нам, в то время молодому поколению, отдушину в Новом театре, где мы могли работать, художественно расти, могли наконец-то почувствовать себя актерами. Но мы отдавали должное и Южину, как замечательному артисту и театральному деятелю, хотя и ставили ему в вину то, что он не воспротивился открытию Нового театра и драматических курсов. Мы оценили Южина как выдающегося руководителя театра позже, особенно после революции, когда судьба нашего театра нам казалась еще неведомой. Деятельность Южина и первые послереволюционные годы во многом определила творческий путь советского Малого театра.

Октябрь вдохнул в Малый театр новую жизнь. Пришел новый зритель. Наша ответственность повысилась. Южин первым это понял. «Давать этим доверчивым, открытым, жаждущим душам настоящее искусство, — говорил Южин, — а не второй, не третий сорт, не макулатуру. Давать неполноценное — это преступление... Теперь, когда новый зритель сплошь молод — будь он пятидесятилетний рабочий или пожилая женщина из деревни, театр обязан учетверить свою культуру».

Это глубокое понимание высокой цели советского Малого театра придает Южину новые силы в его замечательной деятельности после Октября. Отстаивая реалистическое искусство русского театра от всяческих нападок и поношений со стороны «левых», Южин утверждает в репертуаре Малого театра «Посадника» А. К. Толстого, «Старика» М. Горького и «Оливера Кромвеля» А. Луначарского, и этими спектаклями воочию убеждает зрителя в силе и жизнеспособности реалистического искусства старейшего русского театра.

«Давно по Шиллеру мы знаем судьбу актера... Мим умирает, и вместе с ним все его создания. Но трагедия его творческой судьбы этим не исчерпывается имя актера живет как воспоминание, а через немного лет — как пустой, хотя иногда и громкий звук, и звучит еще тогда, когда уже навеки, безвозвратно погибло все, что он создал. Творец величайших, но умираю-тих в момент своего рождения созданий остается перед лицом всего будущего одиноким и беззащитным». Этот глубокий, но печальный вывод Южина менее всего касается его самого. Так многообразна, так необходима для театра была вся его творческая деятельность актера и мыслителя, так велики его заслуги перед русским театром, что до сего времени имя Южина не остается «перед лицом всего будущего одиноким и беззащитным».

И мне думается, не останется никогда, ибо вся жизнь А. И. Южина была битвой за подлинно реалистическое, национальное искусство русского театра.

 



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.