Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 31
Позже сам Мейерхольд отказался от многих крайностей своих тогдашних театральных убеждений. Но в те годы объявленный им «Театральный Октябрь» и широкая его поддержка со стороны «горячих голов» (по выражению А. В. Луначарского) из его окружения представляли серьезную угрозу для самого существования академических театров.
Придя к руководству театральным делом Советской республики, Мейерхольд хотел, чтобы все театры немедленно превратились в боевые штабы строительства новой театральной культуры.
Однако как организатор и руководитель театрального дела республики он не вплел новых лавров в свой венок. При всем его самом искреннем желании немедленно революционизировать театральное искусство России те меры административного характера, которые он применял по отношении к театрам и актерам, положительных результатов дать не могли.
Хотя Мейерхольд обвинял старое руководство ТЕО в том, что оно, не революционизируя работы театров, меняло только их вывески, первое, что сделал он сам, - он стал переименовывать театры, то есть, по существу, менять вывески. Театр бывший Вольный, слитый с Новым, он назвал Театром РСФСР Первым. Театр Незлобина, объединенный с Первым самодеятельным театром Красной Армии (чтобы влить в него пролетарскую идеологию, как объяснял в печати это слияние Мейерхольд), был назван Театром РСФСР Вторым. Театру Корша было присвоено наименование Театр РСФСР Третий.
Академические театры, по замыслу Мейерхольда, также должны были превратиться в театры РСФСР. В этих целях Мейерхольд предлагал им немедленно отказаться от литературы в театре (создавать всей труппой в процессе коллективной импровизации собственные сценарии), от реализма, как метода актерского творчества, - «никаких пауз, психологии и переживаний в процессе выработки роли», от традиционной сценической коробки, как ветошь театра, надо отбросить»). В области декоративного оформления Мейерхольд требовал внедрения футуризма, революционный театр, по его мнению, должен был «подать зрителю ощутимость материала».
(...)
В журнале «Вестник театра» и «Вестник работников искусства» критики Э. Вескин, В. Блюм и другие, оперируя такими маловразумительными, но марксистскими» фразами, как «искусство есть конденсированная психология производственных отношений», «коллективизм в театре - это концептуальное выражение производственной психологии», и им подобным пытались подвести социально-философскую базу под программу "Театрального Октября".
Так, например, ведущий критик «Вестника Рабис» Э. Бескин писал, подчеркивая ненужность и даже вредность классического репертуара Малого театра: "Может ли пролетариат как таковой, как психологически классовый театр, принять, скажем Отелло? Могут ли вызвать какие-либо ответные эмоции, какую-либо созвучную активность муки ревности великолепного мавра к прекрасной Дездемоне, вся эта паразитическая культура женщины-самки и собственнических, крепостнических прав мужчины...
Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.