Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 35
Председатсльствующий на вечере деятель «левого» театра предлагает выбрать почетным председателем диспута Луначарского, в члены президиума - Керженцева, Славинского (председатель ЦК профсоюза Рабис), Смышлиева и других. Кто-то из публики выкрикивает фамилию Мейерхольда. Зал встречает это предложение восторженными криками и аплодисментами. Ни одни представитель «профтеатра» в президиум не выбран. Атмосфера в зале явно неблагоприятная для Южина.
Члены президиума занимают места. Появление на сцене Мейерхольда вызывает бурю восторга в зале. Все это носит характер явной демонстрации. В шестом ряду сидит Южин и пальцами в шерстяных перчатках перелистывает страницы своей записной книжки. Он спокоен и, кажется, не замечает оваций, которые устраивает зрительный зал Мейерхольду. Сегодня у Александра Ивановича был трудный день. Ночью его мучил припадок астмы, а рано утром, после скудного завтрака, он вышел на пустынный в этот ранний час, скользкий от всю зиму не скалывающегося льда тротуар Палашовского переулка. Проваливаясь в сугробы, задыхаясь от резких порывов ветра, тяжело опираясь на палку, брел Южин по Тверской к себе в Малый театр, в котором шел с таким трудом налаженный им ремонт. Потом до девяти надо было просмотреть многочисленные бумаги, требовавшие низы председателя дирекции, составить письмо наркому Луначарскому с просьбой увеличить ассигнования на ремонт отопительной системы театра. А в девять с Рязанского вокзала в нетопленном вагоне надо ехать в Коломну, где труппа Малого театра показывала рабочим Коломенского паровозостроительного завода сцены из «Горе от ума», вступительное слово к которым Южину надо было еще обдумать. Потом обратный путь - в вагоне темно, разбиты стекла. Южин, вспомнив наконец про завтрак в кармане, скрюченными от холода пальцами разворачивает салфетку и заставляет себя съесть хлеб. Усталость такая, что не хочется вылезать из вагона, но надо торопиться, до диспута осталось меньше часа, а по нынешним временам рассчитывать на трамвай не приходится. И Южин через всю Москву идет пешком к «Эрмитажу» и поспевает как раз к началу диспута.
Председательствующий стучит карандашом по графину. В зале воцаряется тишина. «Доклад о профессиональном театре, о его взаимоотношении с грядущим новым театром и современной культурой сделает Южный», - объявляет он, намеренно искажая фамилию Южина и желая его этим задеть (в Москве есть эстрадный актер Южный). Ни одного хлопка. В зале выжидающая тишина.
Александр Иванович, словно не заметив выпада председателя, поднимается с места, снимает шубу и, выпрямившись, твердым, неторопливым шагом идет по проходу к сцене. Куда девались усталость, тяжелое удушье мучившее его весь день? Он собран, его коренастая, плотная четырехугольная фигура в визитке, седая большелобая голова и волевое, с плотно сжатыми губами лицо кажутся высеченными из куска гранита. В настороженной тишине зрительного зала Южин подымается на сцену и, подойдя к столу президиума, начинает говорить.
Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.