menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Архивные материалы. Часть 49


67

А. Ф. КОНИ — А. И. ЮЖИНУ-СУМБАТОВУ

26 январи 1927 г. [Ленинград]

Глубокоуважаемый Александр Иванович!

Ваши «забытые слова» о театре и сценическом искусстве вызывают во мне полнейшее сочувствие. Я прожил на своем длинном веку различные периоды этого искусства у нас. Помню время, когда театр являлся выразителем тех чувств и идей, которые не дозволено было выявлять перед обществом ни в какой другой форме. Помню время, когда среди весьма посредственных декораций при неярком масляном освещении со сцены раздавались производившие глубокое впечатление слова незабвенных артистов, захватывавших сердце своей игрой в великих созданиях Шекспира, Гёте, Шиллера и Мольера. Помню чудесное исполнение «Горя от ума» со Щепкиным и его преемниками до Вас включительно. Мне приходилось видеть тонкое уменье при воплощении созданий Гоголя показать сквозь его видимый смех его незримые слезы. И вот теперь, читая повествования о том, что и как дается на подмостках драматической сцены, я с грустью вижу, что высокая воспитательная задача театра тускнеет все более и более. Жажда идеального, вызванная пресыщением реальным, которой должно удовлетворять каждое искусство — и, конечно, одно из самых влиятельных — драматическое, — по-видимому, находится в полном пренебрежении. Я вовсе не хочу этим осуждать реализм исполнения. Он вызывается властною необходимостью изображать не отвлеченную фантазию, а действительную жизнь с ее рембрандтовскими светом и тенью; но сквозь них красною нитью должны проходить возвышающие душу чувства. Поэтому театр призван поднимать зрителей до себя, а не снижаться до аппетитов или
нездорового любопытства зрителей. Невольно вспоминаются слова, сказанные Гете Эккерману: «В своей деятельности я никогда не спрашивал, чего хочет и ждет обширная масса и чем удовлетворить всех. Я всегда стремился выражать только то, что должно звучать в душе как добро и вызывать справедливость". Конечно, желание подделаться под преходящий вкус зрителей или слушателей может обещать временный успех. Но над этим успехом можно призадуматься. Некоторые наши писатели и драматурги за последнюю четверть века впадали в крайности натурализма границу между здоровым реализмом и порнографией. Отсутствие вдумчивости во влиянии на слушателей нервно-восприимчивых и неуравновешенных сказывалось в частном изображении самоубийства во многих драматических произведениях. Да и не одни самоубийства преподавались таким образом. Так, на шестом конкурсе премий имени Островского между всеми девяносто двумя забракованными пьесами была такая, где в предвкушении Чубарова переулка босяки по очереди насиловали девушку, а в другой был выведен растлитель семнадцати девиц. Я был приглашен участвовать в присуждении Грибоедовской премии, для соискания которой была представлено до ста драм и комедий, семнадцать из коих кончались самоубийством одного или двух действующих лиц. Недаром Горький по поводу эпидемии самоубийств среди молодежи указывал, что часть вины в этом литература должна взять на себя. «Осторожнее с молодежью! Не отравляйте юность!» — восклицал он.
 

Ежегодник малого театра 117 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.