menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 11

В письмах 1909-1917 годов к Гнедичу Южин постоянно жалуется на тяжелые условии, в которых ему приходится руководить художественной жизнью театра, на препятствия, чинимые казенной конторой его реформаторской деятельности.

В письме от 11 июля 1910 года он сообщает о том, как ему постоянно приходится быть настороже "против всех возможных враждебных ходов целого ряда лиц, которым поперек горла всякий прогресс, всякая удача Малого театра". Он пишет о своей «напряженной, какой-то сторожевой» службе, бесконечно его выматывающей и доводящей до полной прострации. Не надо забывать, что основной работой А. И. Южина этого периода продолжала оставаться его актерская деятельность: из двухсот шестидесяти спектаклей, сыгранных театром в сезон 1912/13 года, Южин участвовал в девяносто трех. И это при шести новых ролях, созданных им в тот сезон.

В письме к Гнедичу от 15 марта 1915 года он с большой душевной болью сообщает о том, что убедился в «полной бесплодности затраты энергии, и пожалуй, кое-чего и более ценного» на управление театром в существующих условиях. Рассказывая о состоянии глубокой прострации, в которой он находится, А. И. Южин говорит, что причиной ее является его давнее убеждение, что все театральное дело, «весь позвоночный столб дела искривлен систематически, настойчиво и властно».

Все чаще думает Южин об автономии театра, как единственной форме управления, которая будет способствовать его расцвету.

Теперь, когда он на собственном горьком опыте убеждается в бесплодности всех своих попыток вывести императорский Малый театр из тупика, у него, человека кипучей и неутомимой энергии, буквально опускаются руки. К концу восьмилетнего пребывания управляющим труппой Малого театра Южин настолько остро чувствует всю безысходность кризисного состояния театра, с такой горечью и болью сознает свое полное бессилие вывести его на творческого тупика, так ясно видит всю бесцельность собственных трудов и усилий, что готов оставить сцену. «Театр все более и более опошляется, - пишет он Вл. И. Немировичу-Данченко 14 января 1917 года. - Все больше и больше у меня лично зреет решение уйти из него».

Если вспомнить, что мировоззрение А. И. Южина складывалось в 70-е годы под сильным влиянием народнических идей, что он был человеком прогрессивных убеждений, находившимся в оппозиции по отношению к министерству двора, пытался проводить независимую, самостоятельную политику художественного руководства театром, станет очевидным и естественным его отношение к Февральской буржуазной революции как к давно жданному освежающему шквалу, снесшему со своего пути старое, косное, мешавшее культурной жизни России, а следовательно, и расцвету театра, принесшему обновление застойной жизни русского общества и свободу всем слоям населения России. Конечно, это было следствием ограниченности его политического кругозора, тех иллюзий, в плену которых он находился. Но так на первых порах отнеслась к Февральской буржуазной революции значительная часть русской либеральной интеллигенции, приветствовавшая ее «бескровный» характер, ждавшая от нее примирения всех противоречий, ликвидации бездонной пропасти между интеллигенцией и народом.



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.