menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 51

Во-первых, сразу же значительно расширились рамки зрительного зала Малого театра, и рабочий зритель стал не от случая к случаю посещать его спектакли, а сделался его завсегдатаем, внимательно следил за его успехами и считал театр имени Сафонова своим рабочим театром. Недаром статья, подводящая итоги двухлетней работы театра, напечатанная в газете «Искусство трудящимся» от 3 мая 1925 года, так и называлась: «Рабочий театр - двигатель рабочей культуры».

Во-вторых, появилось больше возможностей для выявления и развития молодых актерских дарований, что было затруднительно из-за отсутствия второй сцены.

И самое главное, на новой сцене чаще стали появляться современные пьесы советских драматургов. Созданию современного, советского репертуара Южин продолжал уделять огромное внимание.

Как во всяком трудном деле, на пути внедрения в репертуар Малого театра революционной тематики у Южина были и неудачи и срывы. Иногда, привлеченный мнимой революционностью темы, он собирался включить или даже включал в репертуар театра пьесу, не замечая ее спекулятивного, часто искажающего революционную действительность содержания. И здесь ему на помощь часто приходил Луначарский, внимательно и любовно следивший за крепнувшими связями Малого театра с современностью. Так было, например, с пьесами «Вне закона» Лунца и «Товарищ Семивзводный» Голинникова, которые Южин собирался включить в репертуарные планы. В письмах к Южину, подробно анализируя эти пьесы, Луначарский показал ошибочность мыслей Южина об их революционности и настоятельно советовал ему отказаться от постановки их на сцене Малого театра. И пьесы эти в репертуар театра включены не были.

Постановка в 1924 году пьесы самого Луначарского «Медвежья свадьба» принесла театру материальный успех, но не стала его значительным творческим достижением.

Автор сделал свою пьесу по новелле Мериме «Локис». Сохрани основную сюжетную канву, Луначарский постарался «осовременить» пьесу, придать ей некую «социальную значимость». С этой целью он ввел дополнительно несколько персонажей, не существовавших у Мериме, и сделал их носителями революционной темы в пьесе. Но такой «революционный гарнир» ничего, по существу, не менял. И если пьесе нельзя было отказать в некоторых сценических достоинствах, то в общем, несмотря на специально внесенную в нее «социальную тематику», выглядевшую здесь достаточно случайной и носившую несколько искусственный характер, «Медвежья свадьба» представляла собой откровенную мелодраму. Но и эта пьеса появилась в репертуаре театра вследствие поисков Южиным революционных, близких современности произведений современных драматургов.

Так же появилась в репертуаре Малого театра и пьеса Рынды-Алексеева «Железная стена». И эта пьеса была далека от совершенства, и ее революционная тематика была весьма поверхностной.

Ежегодник малого театра 120 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.