menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Архивные материалы. Часть 47

65

А. Ф. КОНИ — А. И. ЮЖИНУ-СУМБАТОВУ

5 ноября [1926 г. Ленинград]

Сердечночтимый и любимый Александр Иванович, Ваше письмо от 25 октября наполнило меня радостью за Вас, за Ваше здоровье, за Вашу ближайшую удивительную по энергии деятельность. Как приветствую я мысль о Вашей лекции. Она не только нужна, но нравственно обязательна. Театр быстро катится по наклонной плоскости и в репертуаре, и в постановке, и в исполнителях. Вероятно, в Москве, под Вашим влиянием и примером, дело еще не так плохо, но здесь просто тоска и злость берет. [...]

Подмостки, видевшие на себе настоящих жрецов драматического искусства (несмотря на многие [тягости] их обстановки), делаются подмосткою для балаганных, акробатических представлений. Театр перестает поднимать до себя и облагораживать зрителей, а снисходит до них, щекоча их инстинкты и льстя их вкусам. А артисты обращаются в ремесленников, жертвующих качеством исполнения количеству выходов, без всякой опрятности относительно места и обстановки. Воображаю, как Вы должны страдать, видя хотя бы частицу всего этого. Да поможет Вам бог пробудить в деятеля сцены уважение к своему призванию и если не стыд, то по крайней мере стыдливость.

Секция научных работников приглашает меня повторить для большой публики мой доклад о Савиной, и я наметил такую тему (довольно пеструю): "сценическое творчество — отношение артиста к автору, произведению и публике, интуиция в работе артиста: Савина, Фигнер ("Пиковая дама"), итальянцы — Росси, Сальвини и Цаккони в ролях Гамлета и Отелло и т. д.". Не знаю только, как успею обработать эту тему ввиду многих моих лекций совсем «из другой оперы». Одна из них меня очень занимает. У меня за время моей судебной службы сохранились портреты разных преступников и самоубийц. О каждом из них я могу рассказать характерные подробности, но умру я — и эти изображения будут немы. Поэтому я их привел в систему и 11-го буду читать в здешнем отделе Московского криминалогического общества доклад об этом собрании, одновременно заставляющий desesperer du gente humain и в то же время припоминать прекрасные слова Лабуле: "Avec un enfant, un pauvre - et le coupadle meme - la justice doit se defier de ses forces et craindre d'avoit trop raison".

Горько мне, что не удалось побыть у Вас в Москве, но путешествие на Украину было мне, в разных отношениях, не по силам.

Следите ли Вы за законодательством? Что Вы скажете о запрещении завещать что-либо матери и отцу, брату и сестре — и об обязательстве выдавать им, а также бабке и прабабке алименты при их жизни?!

Здоровье мое плохо, Совсем не могу ходить. Даже в комнате должен иметь 2 палки для продвижения. Совсем, как говорят на Востоке, «точно слон брюхом ползает».

Шлю сердечный привет Марии Николаевне и всем Вашим и благодарю Мусю за память.

Господь Вас сохрани на радость всем нам и на оздоровление искусства.

Душевно Ваш, преданный и любящий А. Кони.

Читали ли Вы книгу Мечниковой «Жизнь И. И. Мечникова»? Это замечательное произведение, соединяющее живую ткань жизни с научной эволюцией.

 

Ежегодник малого театра 117 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.