Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 10
Но, справедливо обвиняя А. И. Южина в том, что он отступал от им же самим провозглашенных высоких требований к репертуару, не следует забывать, что в воцарении на сцене Малого театра в последнее пятилетие перед революцией антихудожественного репертуара большая часть вины лежит на Дирекции императорских театров, запрещавшей к постановке в Малом театре лучшие современные произведения и поощрявшей постановку обывательской, мещанской драматургии. Об этом свидетельствуют неудачные попытки Южина поставить в театре «На дне» Горького, «Дядю Ваню» Чехова, «Живой труп» Л. Толстого и многое другое. Об этом же говорит и неудачная попытка Южина постепенно освободиться от худшего на того, что засоряло сцену Малого театра. Например, весной 1910 года Южин исключил из проекта репертуара на 1910/11 год, посланного им на утверждение В. А. Теляковскому. пошлейшую пьесу Колышко «Поле брани», имевшую в предыдущем сезоне значительный кассовый успех, но стоявшую, по мнению Южина, «неизмеримо ниже даже самых слабых наших пьес». Но официальным предписанием Дирекции императорских театров было приказано оставить эту пьесу в репертуаре. Конечно, Южину ничего не оставалось, как снова включить спектакль в репертуар сезона.
Таким образом, самостоятельность Южина в делах управления Малым театром была кажущейся. Он сам отлично сознавал это. Недаром одним из первых мероприятий его как комиссара государственных театров после Февральской буржуазной революции была разработка проекта самоуправления для Малого театра.
Но все же за восемь лет огромной организационной и творческой работы на посту управляющего труппой А. И. Южин способствовал оживлению деятельности Малого театра и возвращению к нему симпатии зрителя.
Если, приступая к своим обязанностям, Южин застал «театр... полупустующим, а репертуар окончательно пустым» - как он писал в одном из писем к Гнедичу, - если он публично заявил, что Малый театр без «Горя от ума», без «Грозы», без единой пьесы Шиллера, Мольера и т. д. заслуживает, «справедливое осуждение московского общества», то в течение восьми лет до февраля 1917 года было поставлено и возобновлено 10 пьес Островского, 3 - Шекспира. 2 - Ибсена, 1 - Бомарше, 1 - Шиллера, 2 - Мольера, 1 - Грибоедова и т. д.
Однако Южину не удалось полностью осуществить свою мечту - поднять искусство Малого театра на ту идейную и художественную высоту, к которой он стремился, начиная свою административную деятельность. Несмотря на то, что классические пьесы стараниями Южина были возвращены на сцену Малого театра - не они задавали основной тон его репертуару, ибо каждая из них шла всего по нескольку, а иногда и по одному разу в сезон. Основой репертуара были пьесы современных драматургов, часто благодаря великолепному ансамблю исполнителей делавшие «битковые сборы».
И вот постепенно огромный заряд оптимизма, который вкладывал А. И. Южин в каждое свое начинание с 1909 года, его горячая вера и твердая убежденность в близком возрождении былого общественного и художественного значения Малого театра, которыми он заражал своих товарищей, сменяются к 1917 году пониманием невозможности в существующих условиях изменить что-либо в театре.
Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.