Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 24
К концу 1920 года вокруг этого вопроса разгорелась ожесточенная борьба. Борьбу за сохранение для народа культурных ценностей прошлого, в частности за сохранение старого профессионального театра, возглавляли Южин, Станиславский, Немирович-Данченко при активной поддержке художественного руководства других академических театров и Луначарского. Их противники, возглавлявшиеся Вс. Э. Мейерхольдом, были деятелями самых разных убеждений в искусстве, часто друг друга исключающих,
Южин был в центре этой идеологической борьбы, поскольку на Малом театре, как цитадели сценического реализма, и на нем, как полномочном представителе этого театра, защитнике его реалистических традиций, его идейной и моральной опоре, скрестилось оружие.
В начале 1919 года, несмотря на царившую в стране разруху, несмотря на огромную нехватку бумаги, Театральный отдел Наркомпроса получил свой печатный орган: 1 февраля вышел первый номер журнала «Вестник театра». Советское государство еще раз подчеркивало этим, какую огромную роль оно отводит театру в деле воспитания народа.
В первых же номерах «Вестника театра», который должен был стать проводником советской политики в области театра, отразилось резкое расхождение в определении существа, методов работы и дальнейшего пути театрального искусства, существовавшее среди деятелей ТЕО, Пролеткульта и государственных театров, отчетливо выявились самые разнообразные тенденции в вопросах теории и практики театра.
Так, например, на страницах «Вестника театра» выступал заведующий историко-театральной секцией ТЕО Наркомпроса, известный деятель дореволюционного символистского театра Вяч. Иванов.
Еще в 1910-х годах Южин, полемизируя с Вяч. Ивановым, писал, что действа, которыми Вяч. Иванов предлагал заменить современный театр, отошли в вечность вместе со временем, их породившим, что России нужен реалистический театр, живущий интересами современности, показывающий живых людей, путем борьбы достигающих лучшей жизни. А театральный взгляды символистов Южин называл «нездоровыми цветами изысканности или сытых капризов».
Но Вяч. Иванов, после Октябрьской революции придя к руководству ТЕО, одной из основных задач которой являлась «выработка идеологии нового театра», продолжал утверждать, что «искусство --зеркало прозрения в прошлом, а для текущей жизни оно бесполезно», и по-прежнему призывал к отказу от профессионального театра, ибо будущее советского театра, по мнению Вяч. Иванова, в возврате к театральным формам Древней Греции, в коллективном творчестве, сливающем зрителей, «хор» и актеров-«хоревтов» в едином, творящем «коллективную радость» соборном действе.
В «Вестнике театра» выступали и руководители подотдела Рабочее крестьянского театра ТЕО Наркомпроса, также занимавшие непримиримую позицию по отношению к профессиональному театру. С одним из них, Тихановнчем, Южину еще в 1916 году на съезде, посвященном народному театру, приходилось полемизировать по вопросу о том, каким должен быть театр для народа.
Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.