menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Актер, мыслитель. Часть 2

Южин на сцене покорял жизненной правдой исполнения, восхищал голосом — южинским голосом, южинской свободой поведения, совершенной пластикой движений, верным ритмом, социальной зоркостью художника. У него можно и должно было учиться широте, свободе владения сценическим искусством. Он, не ведая того, создавал свою, южинскую школу при воплощении крупных, монументальных образов, когда все ярко, сильно, зримо и основная мысль не раздроблена пустыми, ненужными, распыляющими впечатление подробностями.

Всем творчеством своим Южин звал к совершенству — к соединению таланта с трудом, образованием. И хотя Южину ошибочно приписывают с лова А. П. Ленского, сказанные последним на Всероссийском съезде сценических деятелей в 1897 году: «Актер должен быть образованным», можно с уверенностью сказать, что если бы Южин, бывший в то время в поездке в Варшаве, присутствовал на этом съезде, то, несомненно, он сказал бы те же слова, что и Ленский.

«Актер должен быть образованным» — эта истина, непреложная в наше время, тогда показалась актерскому съезду «вызовом», «барской прихотью». Слова Ленского возбудили бурю негодования. Гениальная Стрепетова, опровергая в своем выступлении «выброшенный» лозунг о необходимости актерского образования, со страстью и возмущением заявила: «Долой ученье, да здравствуют Мочаловы!»

Сейчас слова Стрепетовой кажутся нам наивными. Актер, несомненно, должен быть образованным человеком, передовым человеком своего времени, он должен знать много, иметь широкий кругозор, уметь пользоваться своим талантом, распределять силу этого таланта, чтобы создавать яркую, захватывающе живую, социально и исторически верную жизнь на сцене. Он должен уметь обобщать, типизировать при создании художественных образов.

Южин не отрицал мочаловского «нутра», наоборот, утверждал, что на сцену нужно идти только тогда, когда чувствуешь неодолимый зов к артистическому труду, когда труд этот — твоя органическая потребность, когда «кипит священный огонь». Артистический труд не специальность, как теперь принято говорить, а подвиг, насущная потребность дущи, без которой человек не может жить. Но неотшлифованный талант не бриллиант. Его необходимо трудом доводить до блеска бриллианта. И сам Южин всей своей жизнью доказывал, что свой талант он шлифовал неустанно и оттого непрерывно рос и совершенствовался.

 



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.