menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 6

Сразу же после вступления в должность управляющего труппой А. И. Южин принимает ряд мер, направленных на укрепление театра. Для пополнения актерского состава он приглашает в труппу известных актеров К. В. Бравича, Е. А. Лепковского. М. М. Климова, ведет переговоры о переходе в театр В. И. Качалова - актера, которого Южин всегда высоко ценил.

А. И. Южин ведет переговоры о приглашении в Малый театр А. А. Санина, режиссера Александрийского театра. Его желание видеть Санина в Малом театре особенно примечательно потому, что Санин был режиссером школы Художественного театра. Можно предположить, что умение Санина совместить режиссерские принципы и постановочную культуру Художественного театра с бережным отношением к традициям виртуозного актерского творчества александрийцев привлекло к нему интерес и симпатии А. И. Южина.

Но больше всего труда, времени и сил А. И. Южин посвящает тому, в чем видит единственную возможность возрождения Малого театра, - проведению в жизнь своего рассчитанного на ряд лет репертуарного плана, подбору такого «текущего» и «основного» репертуара, который мог бы привлечь к театру интересы современного общества и доказать, что актерское искусство Малого театра не иссякло, что его актеры способны на создание больших художественных ценностей.

Все реформы организационного порядка, такие, например, как введение двойного состава исполнителей, строжайшее планирование всей жизни театра, Южину удается постепенно, последовательно и систематически внедрить в практику. Но намеченные им обширные реформы творческого характера, в частности реформу репертуара, выполнять становилось год от года труднее.

Главной причиной невозможности создания идейно и художественно значительного современного репертуара было тяжелое, кризисное состояние русской драматургии. В период реакции после поражения революции 1905 года драматургия во многом изменила лучшим традициям русской литературы, утратив связи с передовой общественной мыслью, в значительной части ушла в мелкие темы, адюльтер и бытовой анекдот или же, поддавшись растлевающему влиянию западного модернизма, стала рядиться в нелепые модернистские, декадентские одежды. Отсутствие значительных по идейно-художественным достоинствам произведений современной отечественной драматургии создавало огромные затруднения с современным репертуаром. Однако А. И. Южин продолжал ставить современную русскую и западную драматургию на сцене Малого театра, считая, что театр только тогда будет близок к жизни, когда на его подмостках будут ставиться пьесы, так или иначе отражающие современность.

Привлекая на сцену в большом количестве пьесы современного репертуара, А. И. Южин все же оставался верен себе, он не допустил ни одной модернистской, декадентской или символистской пьесы к постановке в Малом театре. И это при повальном увлечении модернизмом, при том, что всемогущий директор императорских театров В. А. Теляковский сам был заражен общим поветрием и неоднократно требовал, чтобы императорская сцена «пошла навстречу духу времени» и предоставила свои подмостки Метерлинку, а уж если не Метерлинку, то хотя бы Федору Сологубу. Но А. И. Южин был непоколебим, хотя ему часто приходилось преодолевать большие трудности, чтобы не допустить на сцену Малого театра пьесу, которая, по его убеждению, противоречит исторически сложившимся реалистическим традициям театра. Так, об очень и очень рекомендованной Теляковским пьесе Сологуба «Заложники жизни» Южин отзывается в письме к Теляковскому, хотя и осторожно, но весьма недвусмысленно и с недоумением говорит о «психологических странностях» пьесы, о «надуманности и полной безжизненности» ее героев - «все, что они переживают... совершенно далеко и чуждо зрителю и читателю» . И, несмотря на желание Теляковского видеть эту пьесу в репертуаре Малого театра, Южин мягко и осторожно, но решительно ее отклоняет.



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.