menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 32

Трагедия шекспировского мавра не только чужда пролетариату, но и враждебна ему. Здоровым классовым инстинктом он учует эту враждебность и не найдет ей ответных токов токов своих чувств».

Все чаще в театральной прессе раздавались голоса, требовавшие "в нашу кумаевую эпоху" отказаться от «дурного» влияния репертуара Малого театра на другие театры России.

"Новое искусство возникает только с возникновением новой формы, - сказал один из старейших сторонников мейерхольдовского «Театрального Октября». - Нового театра не может быть, пока существуют партер и сцена, актер и зритель, автор пьесы, все элементы старого театра в их существенных основах, хотя бы этот автор написал самую революционную пьесу, хотя бы этот партер был наполнен исключительно пролетарской публикой».

Крайности в высказываниях «левых», как правило, объяснялись искренним желанием немедленно революционизировать театральное искусство, но основная ошибка самого Мейерхольда и других режиссеров, идущих под знаменем «Театрального Октября», заключалась в непонимании того что революционизировать театр старыми средствами, некритически перенесенными из упадочнического дореволюционного искусства, невозможно.

Южин, отметая всю футуристическую шелуху «Театрального Октября», признавал его основные идеи: поставить театр на службу современности, приблизить его искусство к революционной действительности - главыми задачами современного театра. В своем выступлении на одном на диспутов в «Колизее» в 1920 году он прямо сказал, что «основные цели и устремления академических театров и «Театрального Октября» совпадают цели их едины». Но тот путь реформ чисто формального порядка, который предлагал и навязывал академическим театрам Мейерхольд, был неприемлем для них, ибо противоречил всем их исторически сложившимся реалистическим традициям, хотя само существование «Театрального Октябри и спектаклей, им порожденных, таких, как «Зори», например, при всей их формальной изощренности и поверхностной революционности все же оказывали определенное влияние на академические театры, оживляя их деятельность. Однако требования «левых» художников отказаться от литературы и психологии в театре, разрушить театральную коробку и привлечь футуристов и конструктивистов к оформлению спектаклей Луначарский называл «буржуазной модой». В статье «Моим оппонентам», написанной в 1920 году, Луначарский говорит: «Я хотел бы, чтобы товарищи «левые» в кавычках и левые без кавычек усвоили себе тот простой факт, что левизна в искусстве явилась плодом нездоровой атмосферы бульваров Парижа в Мюнхена, что футуризм с его проповедью бессодержательности и а продукт разложения буржуазной культуры».

В конце 20-х годов появилось письмо ЦКРКП(б) «О пролеткультах». В нем была резко осуждена попытка под видом пролетарской культуры навязывать рабочим «свои собственные антимарксистские буржуазные взгляды в философии, а в области искусства прививать нелепые извращен ные вкусы (футуризм)».

Ежегодник малого театра 216 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.