Ежегодник Малого театра 1955-1956. Архивные материалы. Часть 25
То, что я тебе пишу, вовсе не значит, что я изменил свои взгляды на направление, на художественную ценность, на - говоря избитым выражением - "траднции" того Малого театра, который меня вобрал в себя целиком. Больше скажу, я верю... больше того, я знаю, что в нем и теперь единичных сил для того, чтобы он стал тем, чем он должен быть, больше чем достаточно. Но как в капле воды или в маленьком зеркальце отражается целый лес, так и в Малом театре отразилась судьба всей России. Как в ней был видом внешнего порядка и строгой дисциплины столетиями внедрялись начала протекционизма, привилегий положения в ущерб действительной ценности работников, как в ней губернаторами и всякими начальниками и вершителями судеб дела являлись люди не по способностям, а по выслугам и связям, как в ней люди чванились должностями и чинами и играли роли, на которые по способностям права не имели, так и в театре многое получало значение и вес по тем же мотивам. Как мог какой-нибудь д[ействительный] с[татский] с[оветник] претендовать на распоряжение судьбою целого края потому, что он «32 года служил верою и правдою», так и в театре, начиная с Дурново и Вильде, играли главные или важные роли те, кому и понюхать их не подобало, и потому, что они их играли, они пользовались правами, голосом и всякими привилегиями. Так же начиная с них и кончая их современными заместителями, живые силы театра всегда угнетались этими же элементами и по тем же мотивам.
И так же, как теперь в России претендуют на власть те элементы, которые были подвластны и которые, по чистой правде, ничем иным быть и не могли, так и в б. императорских театрах теперь забирают права такие же лица.
И так же, как в целом государстве, эти элементы основывают свои претензии на власть и влияние на том. что в числе прежних представителей влияния и власти были зловредности и бездарности, так и в театре все хотят права распоряжаться делом потому, что раньше распоряжались единицы, сплошь да рядом или неспособные, или зловредные. Достаточное ли это основание?
Подо всем этим и в государстве и в его крохотном отражении - театре по существу кроется надежда воспользоваться для себя одною поднявшейся бурей, которая щепку выносит на гребень волны и топит дредноут. А щепок куда больше, чем дредноутов.
Видишь, куда, в какие отвлеченности меня занесла параллель. Спускаясь на твердую почву, я хочу себе сказать, что, по-моему, прежний порядок существования Государственных театров как правительственных учреждений в дальнейшем немыслим. Какова бы ни была форма государственного устройства будущей России, всякое художественное ее учреждение должно быть 1) не управляемым, а субсидируемым, и постольку, поскольку оно само по себе художественно ценно: 2) во всяком художественном учреждении, а значит, и в театре, пользующемся государственною поддержкою, художественные заслуги каждого отдельного лица в прошлом должны давать право на почет и материальное обеспечение, но не на влияние на ход дела и на участие в нем; 3) ни в настоящем, ни в будущем все лица, которые не являются действительно художественно ценными, не должны иметь влияние на ход художественной работы, пользоваться каким бы то ни было участием в его управлении и даже теми последствиями чисто материального характера, которые я перечислил во втором пункте.
Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.