menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 30

В поддержке партии и правительства, с одной стороны, и коллектива Малого театра - с другой, Южин черпал новые силы для борьбы с формалистическими течениями в искусстве, для защиты, утверждения и пропаганды передовых реалистических традиций Малого театра.

Сторонники профессионального реалистического театра имели своего вождя в лице А. И. Южина. У противников же его не было вождя, который объединил бы их под своими знаменами и повел в наступление на до сих пор неприступную крепость театра реалистических традиций.

Значительная группа театральных работников, не связанных непосредственно с РКТ или Пролеткультом, искренне желавших принять участие в строительстве революционного театра, находилась в состоянии растерянности, не зная, как к этому подступиться, с чего начать.

Поэтому широкие театральные круги Москвы восторженно встретили в сентябре 1920 года возвращение из белогвардейского плена В. Э. Мейерхольда, человека с большим режиссерским именем и авторитетом, страстного искателя новых путей в искусстве, вступившего после Октября в члны партии. О том, как верили московские художники театра в способность Мейрхольда указать им путь сближения театра с революцией, свидетельствует режиссер В. Бебутов, писавший в «Вестнике театра» в сентябре 1920 года: "Мейерхольд и революция для нас синонимы».

 

16 сентября 1920 года постановлением коллегии Наркомпроса В. Э. Мейерхольд был назначен заведующим Театральным отделом.

Этим назначением Луначарский хотел влить новые соки в театральную жизнь Москвы и всей республики, оживить ее. В Мейерхольде он видел большого, хотя и противоречивого, часто заблуждающегося, но всегда ищущего, полного творческого горения художника.

Сразу же по возвращении в Москву Мейерхольд выдвигает лозунг о необходимости «Театрального Октября», который, по его мысли, должен стать таким же историческим переворотом в области театрального искусства, каким был Октябрь 1917 года в сфере государственной, политичейской и хозяйственной жизни страны. Целью «Театрального Октября» Мейерхольд объявил строительство нового, революционного искусства, которое должно было осуществляться путем подчинения сценического искусства политическим, агитационным задачам при полном разрыве с театральной культурой прошлого.

В. Э. Мейерхольд, яркий, темпераментный художник, всегда склонный к ниспровержению веками устоявшихся театральных форм и ценностей, усмотрел в революции главным образом стихию разрушения. И хотя, вступив в Коммунистическую партию и провозгласив «Театральный Октябрь», он искренне стремился созидать новый, революционный, пропагандистский театр, объективное значение «Театрального Октября» стало не созидающим, а разрушительным. Его программа предполагала отказ от литературы, а следовательно, и от глубокой идейности, отказ от психологии и жизненного правдоподобия, а следовательно, от реализма, уничтожение старых профессиональных театров и строительство новых, революционных театров, отличительным признаком которых должно быть новаторство театральной формы.

Ежегодник малого театра 61 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.