menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Встречи с Южиным. Часть 3

В экстернате оставалось незанятым одно место, на получение котором был объявлен конкурс. Южин предложил принять в нем участие студентам - членам драматической секции Общества искусств. По конкурсу был зачислен в экстерны и я...

Начался один из самых интересных и очень много мне давших сезонов в моей жизни.

Прошло почти полвека с того времени, но до сих пор с величайшей признательностью к судьбе, давшей мне возможность ближе узнать этот замечательный театр, вспоминаю атмосферу, царившую за кулисами, полную благоговения к искусству, уважения к преданиям Малой сцены, беспредельной любви к ней и умения безгранично ценить великих мастеров как прошлого, так и настоящего.

Нельзя забыть той радости, которую я испытал, познакомившись со многими из тех, перед которыми преклонялся, кого горячо любил и ценил из зрительного зала.

Сколько полезного можно было извлечь из ежедневных репетиций, дававших возможность наблюдать творческий процесс мастеров театра, угадывать их артистические индивидуальности и постигать своеобразие приемов их игры!

А спектакли - сколько наслаждения давали они, когда, стоя за кулисами, смотрел я, не отрываясь, те сцены, в которых не был занят, смотрел на образы, воплощаемые любимыми актерами, или когда, сидя в оркестре в свободные вечера, по многу раз смотрел одну и ту же пьесу в разных составах.

...Среди многочисленных воспоминаний того времени, когда мне довелось близко соприкоснуться на спектаклях и на репетициях со многими мастерами Малого театра, особенно много впечатлений связано с Южиным.

...Вот идут репетиции «Горя от ума»; Южин готовит Репетилова (один из несомненных его шедевров). На каждой репетиции привносит он что-либо новое, отбрасывает ранее найденное и часто в корне меняет трактовку отдельных мест.

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что это была не импровизация, а сознательная проверка на сцене намеченного в предварительной работе. Это были четко выполненные этюды к будущему образу. Из этих набросков он постепенно отбирал то, что с наибольшей полнотой и выразительностью соответствовало замышляемому им образу. Часто Южин ради этого жертвовал весьма и весьма интересными находками и отдельными деталями, которые, несомненно, имели бы успех у зрителя. Но такой "успех" ему не был нужен - он, следуя завету Щепкина, учившего Шумского: «Не пренебрегай отделкой всяких мелочей, но помни, что не они составляют главный предмет», отбрасывал даже великолепные найденные и выполненные мелочи, если они не составляли «главного предмета».

Так, например, постепенно, от репетиции к репетиции он, все больше и больше нагружая подтекстом реплику Репетилова: «Танцовщицу держал! и не одну трех разом!», - умел передать и бахвальство Репетилова и искреннюю его веру в подлинность произносимого, причем он явно врал, принимая желаемое за бывшее на самом деле. Все это полностью сумел раскрыть в этих словах Южин. Однако от этих великолепно выполенных интонаций, сближавших образ Репетилова с Хлестаковым, но отвлекавших от восприятия основных характеризующих Репетиловым черт, на одной из репетиций актер полностью отказался. Впервые он репетировал с отдельными деталями костюма - в частности с перчатками на руках и цилиндром на голове (любопытно, что на каждой репетиции он по-разному носил его, пока не остановился на следующем: чуть-чуть элегантно сдвинутый на правый бок цилиндр ясно говорил о небрежности этого легкомысленного барина, который не боится нарушить общепринято манеру).

Ежегодник малого театра 54 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.