menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 2

Но актерская природа Южина, значительность его актерской личности и огромный актерский опыт доминировали над всем и сказались на всех формах его деятельности в области театра. Так, его пьесы, известные не только в России, но и за границей, написаны актером, великолепно знающим все возможные средства и способы воздействия на зрителя, и актером именно Малого театра, не боящимся ярких театральных эффектов, всегда правдивых, но несколько преувеличенных по сравнению с жизнью. Теоретические взгляды Южина также складывались в течение его долгой актерской практики в стенах Малого театра под влиянием идейно-художественных традиций его актерского искусства, традиций реализма и гражданственности, которые Южин всю жизнь отстаивал и пропагандировал и которые превращали сцену Малого театра в ее лучшие периоды в трибуну общественной мысли, в центр передовых идей своего времени, а его актерское искусство - в эстетический идеал, формировавший художественное сознание многих поколений.

Подобно своим учителям и предшественникам - М. С. Щепкину, А. Н. Островскому, А. П. Ленскому, А. И. Южин был убежден, что театр есть один из важнейших общественных факторов в жизни народа. Роль его как воспитателя человечества, как просветителя масс огромна, а сила эмоционального воздействия несравнима ни с каким другим видом искусства.

Но для того чтобы успешно выполнять свою главную функцию - воспитывать общество, театр должен быть близок к жизни, должен жить интересами общества и уметь ответить своим искусством на волнующие его запросы. Именно в русском театре, и в частности в Малом театре, в его лучшие времена видел Южин воплощение идеала такого театра, театра, служащего своим искусством народу, его борьбе за лучшее будущее.

Глубина знаний и широта интересов Южина в вопросах театра, его принципиальность в отстаивании своих взглядов и убеждений, его самоотверженное и преданное служение Малому театру постепенно завоевали ему авторитет и доверие труппы, а также большую популярность в театрально-литературных кругах России.

Известность Южина как крупнейшего актера, передового театрального деятеля, стемящегося всеми силами вывести Малый театр из летаргии и сделать его выразителем общественных идеалов своего времени, как человека твердых теоретических убеждений, способного быть поддержкой Малого театра, выходила далеко за пределы чисто театральных кругов.

Крупнейшие представители актерской семьи Малого театра понимали, какое значение может иметь деятельность Южина, его горячая преданность Малому театру, его упорство в достижении поставленной перед собой цели.

Естественно, что после смерти А. П. Ленского как в самой труппе Малого театра, так и в среде московской общественности в А. И. Южине видели единственного человека, способного возглавить художественную жизнь театра.

После смерти А. П. Ленского великая трагическая актриса Малого театра М. Н. Ермолова писала в письме к М. Г. Савиной: «С ним умерло все славное прошлое, а в будущем только надежда на А. И. Южина, если он сумеет удержать колеблющееся здание, готовое рухнуть. Ему нужны для этого силы Самсона...».



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.