Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 7
В эти годы, когда в сознании широких кругов литературной и театральной интеллигенции понятие реализм часто отождествлялось с рутиной, старомодностью, отсталостью от века, А. И. Южин со свойственной ему твердостью, убежденностью и энергией, с горячей верой в свою правоту отстаивал реалистический путь развития русского театра как единственный плодотворный для него путь.
«Сообщаю Вам мое кредо, зная отлично, что оно диссонирует со всем, что я читаю и слышу о театре. Поэтому на широкую симпатию к нему я не рассчитываю, - пишет он, отвечая на анкету издательства «Заря» в 1910 году. - Театр пойдет по пути, по которому пойдет сама жизнь в ее полном объеме... Театр был, есть и будет экстрактом жизни. Все формы театра, оторванные ли от жизни или связанные с ней только какой-либо одной стороной, - мертворожденные творения... Театр настроений или театр внешних бытовых форм, театр стилизации или театр мельчайшей выписки реальных явлений - словом, все антитезы театров, уводящие его в стороны от всеобъемлющей правды жизни, представляют собой нездоровую гипертрофию и не будут жить... Только перед такой могучей силой, как правда души и правда тела, объединенные художественным творчеством и проникнутые гармонией красоты, - только перед ней поблекнут и завянут нездоровые цветы изысканности или сытых капризов... Будущее за реализмом, освобожденным от узкого толкования этого понятия и искажения его смысла. В этом мой личный символ веры, и он только и связывает меня с современным театром, который весь ушел в зигзаги и шумиху ненужных слов».
Немало нареканий и насмешек вынес А. И. Южин в эти годы за отказ признать больное и упадочническое модернистское искусство искусством здоровым и нужным современному театру. Интересно вспомнить в связи с этим события, разыгравшиеся вокруг подготовки Федором Комиссаржевским к юбилейному спектаклю Малого театра, посвященному пятидесятилетию со дня смерти Щепкина, «Лекаря поневоле» Мольера.
Отстаивая и утверждая актерское искусство Малого театра как искусство «индивидуальное и самостоятельное», всячески препятствуя появлению п труппе столь его пугающего режиссера «единой воли», могущего, по его мнению, подавить творческую свободу актера, А. И. Южин тем не менее Стремится привлечь к себе в театр режиссера-художника, способного справиться с постановкой спектакля на современном уровне и по своим творчески устремлениям близкого искусству Малого театра. С горечью пишет он в июле 1910 года П. Гнедичу о «печальных режиссерах, то есть отличных исполнителях, но лишенных всякого творчества», с которыми ему приходится работать. Южин пытался пригласить А. А. Санина, который с радостью соглашается работать в старейшем русском театре. Однако Теляковский препятствует его переходу в Москву и упорно настаивает на приглашении в Малый театр Ф. Ф. Комиссаржевского. режиссера, искавшего новых форм и средств театральной выразительности на путях, часто весьма далеко отстоявших от реализма.
Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.