menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 37

Подробно анализируя исторические этапы жизни Малого театра, прогрессивную роль Малого театра «как творческого озарения в самые густые эпохи реакции в прошлом», Южин останавливается на неразрывной связи его с передовой русской литературой, «клеймившей невежество, косность, продажность, наживу... чиновничий гнет», весь прогнивший строй царской России, рассматривает связь его с освободительными общественными настроениями, рассказывает об оппозиционной роли Художественного театра, в творчестве которого «двумя полюсами протеста» были Чехов и Горький. Южин говорит и о провинциальном театре, который нес просвещение в глухие углы в тяжелейших условиях.

«Зорким глазом отыскивал театр все, что было светлого, что надо было отстаивать. Он служил не за страх, а за совесть делу свободы и человечности, - говорил Южин. - Служил и смехом и слезами талантливых своих актеров, их вдохновением и свободным творчеством. Служил своими путями, и если можно упрекнуть прежний театр в том, что на три четверти, на девять десятых он был засорен всякой бездарностью и ненужностью, то можно до земли поклониться той одной десятой его работников, которые художественно-чутко направляли его на путь, которым Россия шла к освобождению».

И с такой силой было это сказано, столько в этом было горячей убежденности и твердой веры, что дружные аплодисменты зрительного зала покрыли слова Южина.

Его железная логика, глубокая продуманность и обоснованность каждого его слова, а главное, огромная сила внутреннего убеждения, звучавшая в его речи, сломали лед недружелюбного, настороженного молчания, сковывавший зрительный зал.

Южин говорил и о современном состоянии профессионального театра, который являлся объектом ожесточенных нападок со стороны тех, кто определял политическое и идейное лицо театра декоративно-постановочными фокусами, - «...кубизм, футуризм, биомеханизм и десятки других однородных «измов» являются признаком революционности данного театра, реализм, натурализм... признаком контрреволюционности».

«В душах нового зрителя очень скоро проснется сознание всей - скажем мягко - неприглядности этого приема пускания пыли а глаза для достижения более или менее личных целей, - говорил Южин. - Почки, из которых должна распуститься зелень листвы, уже набухли. Мы видим, как пламенно принимается со сцены каждый действительно талантливый артистический порыв, проявление всякого подлинного актерского мастерства и как холоден зал нашего времени на все изысканное и в корне фальшивое. Конечно, тем дождем, который заставит почки брызнуть зеленью молодой листры, может быть только драматург, и такой драматург, который заставит зрителя потребовать от театра сбросить всю мишуру, теперь заслоняюшую эту сущность». И Южин призывал своих слушателей во имя будущего театра искоренять мещанскую пошлость и безвкусицу в театре, какими бы пышными именами они ни прикрывались. Он требовал напряженной творческой работы всех профессиональных театров.

Ежегодник малого театра 55 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.