menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 9

И хотя Теляковскому спектакль, поставленный Комиссаржевским, понравился и он даже, как сообщала театральная пресса, благодарил режиссера за постановку, Южин со всей категоричностью и настойчивостью продолжал отстаивать свои позиции. «Пришлось мне выдержать напор всей рецензентской братии за снятие «Лекаря поневоле» в постановке Комиссаржевского и Браиловского со щепкинского юбилейного спектакля», - писал Южин Гнедичу.

Таким образом, Южин энергично, упорно и систематически отстаивал реализм в искусстве Малого театра, несмотря на упреки в «консерватизме» и в отсталости, несмотря на то. что директор императорских театров, управляющий Контрой московских театров и другое чиновное начальство не одобряли итого курса и всячески старались увести от него Малый театр.

Не так было с осуществлением на практике провозглашаемой Южиным новой репертуарной поминки. Стремление сблизить театр с современностью путем постановки современных пьес при состоянии упадка драматургии в период 1909-1917 годов приводило к обратному.

Хотя пьесы декадентского или символистского характера не допускались на сцену Малого театра, но засилие в его репертуаре пьес, построенных на конфликтах, главным образом семейно-бытового плана, на случаях и анекдотах из обывательской жизни, проблемность которых не выходит за рамки пресловутого семейного «треугольника», в которых показывался узкий мирок обывателей и мещан, вполне удовлетворенных своим существованием, не поднимавшихся над ним в своих выводах и обобщениях, свидетельствовало об отходе театра от общественных, гражданских мотивов, градин ионных для его искусства, уводило его творчество от жизни, от больших и сложных проблем, стоявших перед русским обществом.

Понимая «всю отчаянную бедность современного русского репертуара», А. И. Южин тем не менее допускал эту «отчаянную бедность» на сцену руководимого им театра, считая, что даже самое слабое драматическое произведение, поставленное в театре, если оно затрагивает современные вопросы, уже тем самым представляет интерес для общества и сближает театральное искусство с жизнью, и что необходимо дать актерам больше игрового материала, дать им возможность проявить себя в разных и многочисленных пьесах. В этом проявлялась ограниченность идейно-эстетических взглядов Южина.

Современная пресса отмечала слабости и срывы репертуарной политики Южина. Н. Эфрос, который с такой радостью констатировал значительные и обнадеживающие успехи первого сезона после прихода Южина к руководству театром, отмечал в «Ежегоднике императорских театров» за 1912 год характерное для того времени общее «драматургическое запустение, и не вполне верное отношение к «репертуарным задачам» руководства театра в своем непременном стремлении поддерживать связь с современной драматургией. Он с горечью писал, что сезон 1911/12 года не прибавил ни одной классической пьесы к «фонду» театра, а текущий антихудожественный репертуар не имеет отношения к литературе и искусству и уводит от подлинного искусства актерское творчество.



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.